Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Наряду с математикой в качестве точной науки в Междуречье развивалась астрономия.

Развитие зоологии, ботаники и минералогии было в большой степени экстенсивным. Многие труды представляли собой простое перечисление известных вавилонянам животных, растений и камней, в том числе и мифологических. Изучалась в то время анатомия животных и особенности их поведения, что было вызвано потребностями гаданий и предсказаний.

Географами Вавилонии была составлена карта мира, где земля изображалась плавающим в океане островом, размером не намного превосходящим Междуречье. Однако реальные географические познания семитов были значительно шире. Купцы, несомненно, пользовались морским путем в Индию (позже дорога туда была забыта), они знали о существовании страны Куш (Эфиопии), слышали о Тартессе (Испании).

Развитая и многопрофильная система знаний определяла и практические успехи цивилизации Междуречья. Уже во II тыс. до н. э., как известно, в Вавилонии умели выплавлять бронзу. По-видимому, приблизительно в это время был усовершенствован ткацкий станок, а нужды расширившегося ткацкого дела заставили жителей Вавилонии вести интенсивный поиск красителей. В строительстве применяли стеклянную поливу кирпича, в земледелии — сложные по устройству плуги, в скотоводстве успешно занимались разведением лошадей, использовали прирученных верблюдов-дромадеров.

Архтектуpa древней Месопотамии:

Хилафский толпе. V тыс. до н.э. (а);

Убейдский храм в Эриду. IV I тыс. до н. э. (б);

Белый храм Джемдет-Насра. IV тыс. до и. э. (в);

Зиккурат Ура. V-IV тыс. до н. э. (г).

Ассирийские сельские постройки.

Ассирийская повозка

Царство Хаммурапи после его смерти начало медленно клониться к упадку, и в конце концов Вавилон отошел на второй план в связи с возвышением и ростом Ассирии.

Ассирийская держава достигает своего могущества во время правления царя Саргона II (722-705 гг. до н. э.). Столицей государства был город Ниневия. Архитектура Ассирии испытала влияние шумеро-аккадской культуры. Основными сооружениями были храмы зиккураты, которые были легче шумеро-аккадских и не доминировали над дворцами. Искусство Ассирии не было так тесно связано с религией и носило светский характер, но сооружение дворцов занимало главное место. Так, дворец Саргона II в Дур-Шаррукине занимал площадь в 10 га и был возведен на платформе высотой в 10 м. Он включал в себя около 200 помещений. Центральный вход во дворец охраняли гигантские статуи шеду (боги-охранители) в виде крылатых быков с человеческими лицами. Они достигали в высоту 5 м и имели добавочную пятую ногу, создававшую иллюзию шага животного.

Осада крепости ассирийцами.

Величайшим мастерством отличаются росписи, барельефы, покрывавшие стены дворцов ассирийских правителей. «Охота на льва», «Раненая львица», «Осада города» , «Штурм города» — вот основные темы мастеров живописи. Фигуры людей и животных свободно располагаются в пространстве, движения их передаются в необычных ракурсах.

Для ассирийского искусства характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов. В случае охотничьих сцен художнику удается их умело сочетать, добиваясь при этом жизненности изображения

Крылатый лев с человеческим лицом. Ручка трона.


 Пир.

Тематика ассирийского искусства ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами. Идейное содержание сводится к восхвалению могущества ассирийского царя и ассирийского войска, а также к посрамлению врагов Ассирии. У ассирийских художников не было интереса к изображению конкретного образа человека и его окружения. В имеющихся же изображениях, дошедших до нас, сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п. Канон в скульптуре Ассирии жестко закрепился в изображении правителей. Это идеальный образ могучего повелителя, физически совершенного, в подчеркнуто пышном убранстве. Отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям.

Религия определяла идейное содержание как искусства и литературы, так и всей культуры Ассирийской державы в целом. Это же можно сказать и относительно других стран Древнего Востока. В религии ассирийцев большое значение отводилось ритуалам и обрядам магического характера.

Увод и казнь пленных.

Ассирийские всадники.

Как правило, боги представлялись сильными, завистливыми и грозными в своем гневе существами, в то время как роль человека по отношению к ним сводилась всего лишь к роли раба, который постоянно кормит их своими жертвами.

Любой бог являлся богом-покровителем определенной общины, а если и не общины, то определенной территории. Также различались боги «свои» и «чужие», но, несмотря на такое название, «чужие» боги признавались все же божествами. Царем богов объявлялся бог-покровитель государства, он же был наиболее могущественным богом.

Религиозные представления, которые брали свое начало из далеких времен, по-видимому сковывали творческую деятельность ассирийцев: процветали бесчисленные суеверия, вера в десятки видов демонов и привидений, от которых ограждались амулетами, молитвами, магическими фигурками.

Царь должен был строго выполнять сложные обязательные обрядовые церемонии, так как он считался магическим носителем благополучия страны.

В целом о культуре Месопотамии можно сказать, что шумеры и аккадцы через своих преемников — вавилонян и ассирийцев — передали грекам, евреям и другим народам многие свои достижения: основы науки и техники, понятие о троичной схеме Вселенной, поэмы и притчи, художественные стили в архитектуре, живописи, скульптуре, некоторые религиозные представления.


На главную