Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Культура Древнего Египта

Историко-географическая справка. Периодизация истории Древнего Египта. Религия и мировоззрение египтян. Заупокойный культ и представления о душе и мироздании. Искусство: архитектура и знание тайн «золотого сечения», скульптура, музыка. Политико-правовая система. Система образования. Сакральные знания египтян. «Книга мертвых». Влияние египетской культуры на развитие культурыругих народов.

На СЕВЕРО-ВОСТОКЕ Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации — Египет. Кочевые племена Северной Африки в то время, когда уже закончился ледниковый период в Европе и количество дождей стало уменьшаться, переселились в многоводную и плодородную долину Нила. Это произошло в VI-V тыс. до н. э. С течением времени египтяне, ведя многолетние наблюдения, учились управлять рекой и предугадывать силу ее разлива.

IV-III тыс. до н. э., когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет стал уже страной с высокоразвитым общественным и политическим устройством. В этой цивилизации процветали сельское хозяйство, ремесла, медицина, наука, архитектура и искусство. Строились города с удобными домами, с водостоками и канализацией, служебные и хозяйственные помещения, в жилых домах окна выходили в зеленый двор. Но больше всего поражают наших современников грандиозные инженерные работы и колоссальные архитектурные сооружения египтян — пирамиды, храмы, сфинксы. Загадкой остается знание жрецами законов гармонического единства мира, тайны законов психической энергии и «золотого сечения».

Главная особенность Египта — жаркий климат. Жара, доходящая до сорока градусов, редкие дожди сделали бы Египет не колыбелью цивилизации, а пустыней, если бы не ирригационная система регулирования воды, созданная и поддерживающаяся египтянами. Чтобы сохранять воду круглый год, они построили целую сеть каналов, воздвигли мощные плотины, сделали водохранилища, вдоль реки соорудили гидравлические приспособления для орошения полей, ежегодно очищали заплывшие илом каналы, чинили плотины и прокладывали высоко расположенные дороги для войск, совершавших походы в любое время года.

Такие грандиозные работы требовали наряду со знанием основ астрономии, межевания и строительства превосходной организации. Все работы должны были быть выполнены к определенному сроку. Поэтому огромная рабочая армия действовала строго по плану и под единым руководством. Она должна была иметь управляющих для выполнения конкретных задач. Она требовала огромных запасов продовольствия, а также вспомогательных сил и средств. Создали ее и управляли ею жрецы.

Будучи великими учеными, хранителями и продолжателями знаний магии, астрологии, естествознания, творцами духовной культуры, жрецы приобрели над народом значительную власть и впоследствии всегда занимали прочное положение и имели огромное влияние на общество. Им не мешала в дальнейшем узурпация власти фараонами. Легенды гласят, что великие магико-духовные знания жрецы и фараоны Древнего Египта приняли от магов исчезнувшей Атлантиды. Тайны гармонии мира на земле и в космосе, которыми владели жрецы, делали их неуязвимыми. Они были «настройщиками», знающими ключ, приводящий в единое созвучие работу людей и космоса. Согласно современным выводам египтологов, можно предположить, что жрецы Египта считали: общество живет подобно оркестру, каждый участник которого способствует либо согласованию, либо рассогласованию звучания. Целая система здесь подчинена отдельности, единичности. Жрецы понимали, что необходима работа в едином созвучии, чтобы целостность системы состоялась. Зная внутренние пружины согласованного общественного бытия, они намечали планы работ, которые затем выполнялись по указам царей-фараонов.

Благодаря жрецам египетский народ жил и трудился в государстве как единый организм, в котором фараон был волей, жрецы — мыслью, народ — телом. Связывало все эти элементы повиновение и преклонение перед мудрой высшей божественной властью, перед устроенным ею космическим порядком — божественным законом.

До конца XVIII в. Египет был для Европы экзотической страной. Ее знали по трудам древних писателей-историков. Путешественники рассказывали о стране с пирамидами, сфинксами, колоннами, покрытыми сверху донизу таинственными знаками.

Иероглифы, полукурсивныеи иератические знаки.Сравнительная таблица.

В 1798 г. Наполеон готовил армию для похода в Египет, а также специальную комиссию из ученых и специалистов, которые должны были изучить культуру Египта. Они развернули в Египте бурную деятельность. Ученые измеряли, описывали, делали модели памятников культуры, собрали огромную коллекцию произведений искусства. Сенсацию вызвала находка «Ро-зеттского камня», на котором была выбита надпись на египетском и древнегреческом языках. Искусство чтения иероглифов исчезло 1500 лет назад, и «Розеттский камень» был бесценной вещью. Находка египетского текста с точным переводом на древнегреческий на «Розеттском камне» давала надежду на дешифровку египетских иероглифов. Расшифровал египетскую иероглифическую письменность Жан Франсуа Шампольон. Он установил, что египетские иероглифы являются не рисуночным, а фонетическим письмом, но сложность заключалась в том, что египетский алфавит не имел гласных.

Египетские иероглифы.

 Благодаря ученым стало возможным проследить историю Древнего Египта и установить периодизацию:

Раннее царство (3200-2800 гг. до н. э.).

Древнее царство (2800-2250 гг. до н. э.).

Среднее царство (2050-1700 гг. до н. э.).

Новое царство (1580-1100 гг. до н. э.).
Известны и другие периодизации, но расхождения между ними несущественны.

Религиозные, медицинские, научные, литературные тексты, хроники, летописи хранились в скрипториях («Домах жизни») при храмах или наносились на стены храмов и гробниц.

Особенностью Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре как основная черта. Понятие «власть» было наполнено духовным содержанием. Искусство пронизано идеей возвеличивания людей, причастных к власти. Величественные пирамиды также являются одним из символов царепоклонства. Почему в Египте, как нигде больше, существовало обожествление власти? Почему фараон воспринимался как Бог или наместник Бога на земле?

В Египте было хорошо развито искусство мумифицирования. Мумии людей из разных социальных слоев делались различными способами. В Египте каждому городу живых сопутствовал город мертвых. Они строились по разным берегам Нила.

Рельефные композиции занимали большое место в оформлении гробниц и храмов. Еще в Древнем царстве сложилась система их размещения. При входе в гробницу помещалась по бокам фигура покойного во весь рост, затем вдоль стен коридоров развертывалось шествие носителей даров. В погребальной камере изображались сцены из жизни умершего. Все фигуры выполнялись по определенным канонам. Фигура фараона всегда была выше ростом, чем остальные, чуть пониже фигуры сановников и вельмож. Лица, торс и ноги передавались в профиль, глаза и плечи в фас. Рельефы всегда раскрашивались без градаций оттенков, фигуры обводились контурами.

Ткацкая и столярная мастерские


На главную