Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Тольтекское влияние преобладало и во многих частях Мезоамерики. Самым распространенным металлом у тольтеков была медь и, в меньшей степени, серебро и золото. Повседневные орудия труда продолжали изготовляться из разных пород камня. Бернардино де Саагун, французский монах, первый хронист тольтеков, в своей монументальной работе «Общая история вещей в Новой Испании» отмечает, что «тольтеки — необычайно искусные мастера. Любая работа была им по плечу. Они обрабатывали зеленый камень (нефрит), умели отливать изделия из золота и делали прекрасные вещи из перьев. Тольтеки были очень богаты. Они не знали бедности. В их домах ни в чем не было недостатка. Они не использовали в пищу мелкие початки кукурузы, а сжигали их для отопления своих паровых бань».* Тольтеки для достижения своего господства не полагались на такие прогрессивные методы хозяйствования, как ирригация. Зато они разработали новые, более эффективные способы ведения военных действий.

Долина Мехико во времена ацтеков.

Тольтекская экспансия X и XI вв. носила более воинственный характер по сравнению с экспансией Теотихуакана. Поэтому, вполне возможно, ацтекская экспансия XV-XVI вв. была порождена тольтекской.

Ацтекскую цивилизацию рассматривают как кульминацию культурного развития Мезоамерики и таких тенденций, как урбанизация, меркантилизм и империализм.

Менее чем за два столетия ацтеки превратились из бедной полукочевой группы в хозяев самой могущественной империи, когда-либо существовавшей на территории Мезоамерики. Ацтеки Тло показали себя тонкими политиками и великолепными воинами. Путем заключения временных союзов то с одной, то с другой политической силой Центральной Мексики они заняли господствующее положение в этом регионе. Вначале ацтеки выступали в роли наемников для враждовавших друг с другом городов-государств долины Мехико. Хитростью и жестокостью они укрепляли свою мощь

Ацтекское изображение Змея, Луны и богини Луны.

Тласольтеотль.

План центра Теночтитлана, составленный Саагуном. XIV-XVI вв.

и повышали благополучие. Впоследствии ацтеки стали партнерами городов Тескоко и Тлакопана по военному союзу, известному под именем Тройственной лиги. Этот союз сумел разбить своего основного соперника — тепанеков Аскапоцалько. В конце концов ацтеки заняли главенствующее положение.

Столица ацтекского государства Теночтитлан была основана в период между 1325 и 1345 гг. В то время город представлял собой скопление убогих хижин, ютившихся на острове, окруженном со всех сторон болотами и тростниковыми зарослями. В последующие два столетия благодаря сознательной политике мелиорации Теночтитлан превратился в большой культурный центр.

Город был расположен на двух островах, лежавших посреди соленого озера Тескоко. Построенный по координатной сетке, он имел разветвленную сеть каналов и мостов. Две главные дороги были выложены в форме креста с огражденным «священным кварталом» на пересечении. Эти дороги делили город на четыре района, каждый со своим ритуальным центром и рынком. Районы подразделялись на 20 более мелких кварталов, населенных различными кланами. Большой рынок города располагался на соседнем острове Тлателолько, в свое время завоеванном Теночтитланом. Острова соединялись с материком тремя каменными дамбами, каждая из которых имела три или четыре прохода для спуска воды из одной части озера в другую. Каждый проход был снабжен деревянным мостом. Озеро обеспечивало городу естественную защиту.

За огромной стеной, украшенной головами сотен пернатых змеев, в центре дорог находилось 18 больших зданий и множество более мелких. Они составляли «священный квартал». Его самым значительным строением был Большой храм, или Теокалли, имевший вид пирамиды, на вершине которой находились два храма-близнеца, посвященные один богу войны Уицилопочтли, другой — богу дождя Тлалоку.

Среди других сооружений, расположенных в «священном квартале», следует отметить круглый храм, посвященный Кецалькоатлю — главному мезоамериканскому богу, который в ацтекские времена изображался в виде пернатого змея. Был там также и двор для традиционной мезоа-мериканской игры в мяч. Эта игра, со времен ольмеков распространившаяся по всей Мезоамерике, у ацтеков также имела важное религиозное значение. В «священном квартале» находился также императорский дворец. Во времена последнего великого правителя ацтеков, Монтесумы II, во дворце был надстроен второй этаж для многочисленных императорских слуг. Весь «священный квартал» построен на возвышенном участке островной суши, с тем чтобы большие строения имели мощную фундаментальную опору. В других местах подобные здания сооружались на сваях.

То, что сам город и его земледельческие участки расположены посреди озера, уже само по себе представляет собой шедевр строительной мысли и образец гидротехнического сооружения. Система «плавучих

Чальчиутликуэ, богиня воды

Шипе-Тотек, бог возрождения весны.

Кецалькоатль, украшенный перьями бог-змей и легендарный бог-царь.

садов» (чинамп) была достопримечательностью столицы ацтеков.

К народам Южной Америки относятся также инки. Их страна — Тауантинсуйу — находилась в юго-западной части Южной Америки. Правильное, употреблявшееся самими инками название их государства — Тау-ан-тин-суйу — в переводе означает «Земля четырех частей». Государство инков, разделенное на четыре провинции вокруг города Куско и расположившееся в окрестностях озера Титикака, включало территорию современной Боливии, север Чили, часть нынешней Аргентины.

Ацтекские боги: бог войны Уицилопочтли и бог дождя Тлаток.

северную часть современной республики Перу и нынешний Эквадор. В период своего наивысшего расцвета население государства составило не менее 5-7 миллионов человек.

Инки не писали книг, а узелковые записи (кипу) никаких исторических сведений об их происхождении не содержат. Великолепные, красочные инкские легенды рассказывают о том, как и откуда появились первые божественные инки. Бог Инти (Солнце) с горечью наблюдал, что люди живут на земле словно дикие звери, не почитая даже его самого — Божественное Солнце. Однажды сжалился Инти над людьми и послал к ним своих детей — сына Манко Капака и дочь Мама Окльо, дал им прут из чистого золота и повелел, чтобы они поселились там, где он воткнется в землю.

Манко Капак и Мама Окльо, которые были мужем и женой, сошли с небес и погрузились в озеро Титикака, а выйдя из него на берег, шли, пока наконец не пришли в долину, называемую Куско (Пуп земли), где золотой прут легко и глубоко вошел в землю. В этой долине основали божьи дети город Куско, а людям, которые там стали обитать, даровали религию, закон и порядок. Манко Капак учил мужчин обрабатывать землю и добывать редкие металлы, а Мама Окльо учила женщин ткать и вести домашнее хозяйство. И, создав государство, Манко Капак стал носить титул «инка» в знак своего Божественного происхождения.

В храмах Куско и всего Тауантинсуйу поклонялись целому пантеону богов, подчиняя их строгой субординации. Самым высшим из богов считался Кон Тикси Виракоча. Это был творец мира и создатель всех остальных богов. В числе тех богов, кого Виракоча сотворил, был и важнейший «собственный» бог Тауантинсуйу, к которому верующие обращались непосредственно. Это был бог Инти, золотое Солнце, легендарный предок правящей династии. Следующим по значению был Ильяпа — бог погоды, грома и молнии. К нему люди обращались, главным образом, с просьбами о дожде, ибо Ильяпа мог заставить течь на землю воды Небесной реки (нашего Млечного Пути). Супругой солнца была Мама Килья — богиня Луны. Почиталась также Утренняя звезда (Венера) и множество других звезд и созвездий. Особое положение занимали чрезвычайно древние культы матери-земли — Мама Пача (преимущественно у горных индейцев) и матери-моря — Мама Кочи (у прибрежных племен). Вместе с тем жители Тауантинсуйу верили в существование многих враждебных человеку духов и сил. Деревенский люд, помимо богов, почитал пещеры, скалы. Они имели общее название — уака. Оттуда демоны вредили людям. Иногда они выбирались и на поверхность земли. И хотя обычно они сразу окаменевали и становились идолами, но волшебную силу они часто сохраняли. Поэтому индейцы приносили небольшие жертвы всем чудесным идолам и даже камням. Боясь ненароком забыть умилостивить своих грозных демонов и добрых богов, изготовляли специальные жертвенные сосуды. И чтобы не перепутать, кому же какая жертва предназначена, на таких сосудах изображали бога или демона — в виде человека или зверя, посвященного этому божеству.

На протяжении всего календарного года (365 дней, 12 месяцев) было множество религиозно-обрядовых празднеств, связанных с инкским земледельческим календарем или посвященных самому инке и его семейству. Приносились и человеческие жертвы, но они были значительно «гуманней», чем кровавые ритуалы ацтеков, ибо империя инков держалась на хорошо организованном государственном хозяйстве, а не на военных захватах и ограблении покоренных племен. Все празднества происходили на главной площади Куско, Уакапата (Священная терраса). От нее расходились дороги, соединявшие Пуп земли с четырьмя провинциями государства. Ко времени прихода испанцев на площади возвышались три дворца. Два из них были уже превращены в святилища. Когда инка умирал, тело его бальзамировали. Мумию инки оставляли в его дворце. С этого времени дворец превращался в своего рода святилище, а новый инка строил себе другой. Мумию усаживали на золотой трон. Возле трона устанавливалась золотая статуя почившего инки в натуральную величину.

Мифы инков повествовали, главным образом, о таких загадках бытия, как рождение, жизнь, смерть. Их главная идея заключается в признании того, что перед лицом любви и смерти отходят на второй план различия между отдельными человеческими сообществами. «Бег времени», череда рождений и смертей, эфемерность индивидуального (но единственного данного нам) существования при неуничтожимости «жизни вечной» считаются более грандиозным, чем любые социальные потрясения.

В мифах инков разумность человека не отменяет его биологической природы, а лишь позволяет осмыслить драматизм ситуации, возвысить биологические закономерности до уровня философских проблем. Мифы инков акцентируют внимание на этих проблемах соответственно уровню развития своего сознания.

В мифологическом мире бедность есть лишь частное проявление общей внешней невзрачности персонажа, маскировка и вместе с тем знак его причастности к царству смерти и, следовательно, залог обладания той магической силой, которой наделены обитатели потустороннего мира. Древние мифы инков повествуют поэтому не о «плохих» героях, а о сильных и слабых шаманах, о тех, кто умеет использовать силы потустороннего мира, и тех, кто магическими способностями не обладает.

Одним из главных видимых проявлений живой мощи, энергии у инков считалось обладание сексуальной потенцией. Отсюда оргиастический характер важнейших праздников и то внимание, какое этому уделено в устных рассказах. На стадии ранних цивилизаций биологические особенности людей и формы полового поведения естественным образом оказываются в центре внимания, так как, по-видимому, проблемы продолжения жизни еще не заслонены проблемами социальными и технологическими.

Ученые думают, что изобразительное искусство доколумбовых цивилизаций некогда складывалось в рамках шаманского комплекса обрядов и верований, в котором важная роль отводилась приему наркотиков, галлюциногенов. В доколумбовой Америке сложилось много выдающихся фигуративных (т. е. образных, а не геометрических) художественных стилей, таких как мимбрес в Аризоне, майя в Гватемале и юго-восточной Мексике, коклэ в Панаме, наска и уари на юге Перу, тиауанако в Боливии.

Гордость Куско составляли не дворцы инков, а ансамбль храмов, носивший название Кориканча (Золотой двор). Здесь действительно все было из золота. Главным сооружением Кориканчи был храм бога Солнца — Инти. Здесь находилось изображение Инти — огромный (в несколько метров), из чистого золота, диск, украшенный крупными изумрудами. Это изображение было поставлено в западной части храма с таким расчетом, чтобы его озаряли первые лучи восходящего солнца. Окна и двери святилища были усыпаны драгоценными камнями. Стены его были сплошь обиты изнутри листовым золотом, и даже снаружи портал храма украшала полоса из чистого золота. Потолок этого святилища покрывала резьба по дереву, а пол устилали прошитые золотыми нитями ковры. Вдоль стен храма стояли лари, в которых хранилось зерно кукурузы, взращенной самим инкой на его поле. Весь обрядовый инвентарь в храме Инти — вазы, чаши и все прочее — тоже был из чистого золота.


На главную