Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

К храму Солнца примыкало несколько часовен — в честь грома и молнии, радуги, планеты Венеры, а главная из них — в честь Мама Кильи — Луны. Образ Луны в империи инков, как и у всех древних, связан с представлением о женщине, богине. Поэтому часовня Мама Кильи предназначалась для коим — жены инки. Ни одна женщина, кроме коим, не имела доступа в эту часовню. Здесь же находились и мумии умерших жен инков. В отличие от храма Солнца, где все было из золота, в часовне Луны все убранство было из серебра. Храм Инти, часовня луны и остальные часовни обрамляли внутренний двор ансамбля Золотого двора, называвшийся Интипампа (Солнечное поле). Это было как бы отраженное в золотом зеркале изображение повседневной жизни империи. Богам империи инков было воздано должное. А как же религия отразилась на социальной жизни народа: структуре общества, порядках и нормах поведения? Основной ячейкой огромного «пчелиного» государства был айлью — род (в эпоху последних инков основанный уже не на кровном родстве, а представляющий территориальную общину). Каждый айлью владел определенной, строго ограниченной площадью угодий. В каждой деревне и каждом городе, как правило, было несколько айлью. Несколько деревень образовывало «округ», которым управлял курака — назначенный инкой чиновник. Несколько округов составляло одну из четырех провинций Тауантинсуйу. Это была единственная империя до-колумбовой Америки, где последовательно проводилась колонизаторская политика. Во-первых, в каждой завоеванной стране инки настойчиво вводили кечуа как единственный государственный язык. Наряду с этим они нередко переселяли во вновь присоединенные области империи говорящих на кечуа жителей тех областей, которые уже давно стали составной частью империи. Этим переселенцам (митимаэс) уже была знакома инкская хозяйственная и административная система, и они привычно подчинялись ей и на новом месте жительства. Тем самым вновь присоединенные земли весьма скоро утрачивали свой самобытный характер, «полноправно» участвуя в хозяйственной и государственной жизни инкской империи. Коренных же жителей вновь завоеванных стран отправляли на поселение во внутренние области Тауантинсуйу. Такая политика укрепляла единство империи и способствовала дальнейшему расширению ее границ. Индейцы, принадлежавшие к десяткам и даже сотням племен, превращались в граждан, живущих в одинаковых экономических условиях, обладающих одним уровнем культуры, говорящих на общем для всех языке — кечуа. Рядовой член общины — хатунруна — в течение всей жизни был связан со своим айлью: совместно с ним обрабатывая землю, с ним же шел в сражение. Воинская повинность распространялась на все мужское население. Дисциплина была крайне строгой. Воина, который во время марша вышел из рядов, могли покарать смертью. Формирования воинов создавались лишь на время войны. Каждое айлью посылало свой отряд, а затем из них составлялись более крупные соединения в провинциальных городах. Армия инков побеждала главным образом благодаря своей численности. Если страх перед этим нескончаемым потоком войск не обращал неприятеля в бегство, наступал черед «психического» оружия инков — шума. Десятки тысяч воинов принимались кричать изо всех сил, понося противника, и трубить в раковины. Потом начиналась битва.

Вся земля в государстве была разделена на три части. Первая принадлежала «Божественному Солнцу» (доход с нее шел на содержание жрецов и на жертвоприношения), вторая — государству и инке, и наконец, доход с третьей оставлялся земледельцу. Государство же превосходно организовывало хранение и доставку земледельческих продуктов. В каждой провинции имелось по два гигантских склада-зернохранилища, один — «божий», другой — «государственный». Из государственного склада выдавались одежда и провизия чиновникам, воинам, строителям дорог и крепостей, а также приближенным инки. Из «божьих» амбаров снабжалась многочисленная армия жрецов. Но если случался голод или стихийное бедствие уничтожало урожай, государственные хранилища открывались и для народа

Кито, вторая столица империи инков (ныне столица Эквадора). Рисунок хрониста Хуамана Помы де Айяла. Около 1620г.

С религией был связан один интересный институт инков — аклья куна (невесты Солнца). Ежегодно все деревни империи объезжал специальный государственный чиновник, называемый апопанака; он устраивал «смотрины» всех местных девушек и отбирал среди них «невест Солнца». Ими могли стать только девственницы. Поэтому отбор производился среди девочек примерно десятилетнего возраста. Те же, что не были отобраны, оставались до своей свадьбы в отцовском айлью, занимаясь предписываемой государством трудовой повинностью — прядением и ткачеством. Если мужчина до двадцати пяти лет или женщина до восемнадцати лет не успевали найти себе «спутника жизни», в дело опять-таки вмешивалось всесильное государство. В объявленный день все неженатые и незамужние должны были являться в окружной центр, и соответствующий чиновник по собственному разумению составлял из них супружеские пары. Отказаться от такого брака было нельзя. Что же касается «невест Солнца», их увозили из родных мест в монастыри главных городов четырех провинций. Здесь они в течение четырех лет обучались на государственный счет приготовлению пищи и т. п. После этого некоторых отдавали в жены чиновникам и военачальникам, прочие становились Мама Куна (матерями-прислужницами бога Инти) и давали обет вечно хранить непорочность. Закон, охранявший целомудрие «невест Солнца», не распространялся на инку, который выбирал себе среди них наложниц. Число жен в «гареме» инки было весьма значительно; предполагают, что оно достигало трех тысяч.

Распространено мнение, что «инки писали узловым письмом» — кипу. Основой кипу являлась веревка, стержневина, к которой прикреплялось множество веревочек потоньше. На этих веревочках разного цвета завязывались узлы. Цвет веревочки, количество узлов на ней, а возможно, и способ их завязывания содержали определенную информацию. В настоящее время можно утверждать с полной достоверностью, что кипу служили главным образом для численных обозначений. Узлы на веревочках, расположенные с равномерными интервалами, обозначали последовательно десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Если же нужно было обозначить ноль, то кипу-камайоки — так назывались инкские писари и статистики — оставляли пустое место там, где должен был находиться очередной узел или ряд узлов. С помощью такого рода узловых записей кипу-камайоки сообщали в Куско основные статистические данные — о числе жителей в деревне или округе, об их трудовых повинностях, а иногда — сключительных случаях — и некоторые другие сведения. Цвет веревочки точно указывал, о ком или о чем идет речь в донесении. Так, красный цвет означал солдат (а узлы на красной веревочке — их число), золото обозначала желтая веревочка, серебро — белая, черная же символизировала время (черная потому, что кипу сообщало, сколько ночей прошло с момента того или иного события). Кипу было весьма практичным, но и довольно сложным изобретением. Поэтому империя тщательно готовила кипу-камайоков к выполнению их обязанностей, и они принадлежали к числу уважаемых граждан государства.

В заключение следует отметить, что в конечном счете религия погубила инкскую цивилизацию. Во-первых, религией был одобрен обряд, при котором преемника себе инка выбирал среди своих сыновей. В итоге это привело к междоусобной войне братьев Уаскара и Атауальпы, что привело к расколу страны перед вторжением конкистадоров во главе с Франсиско Писарро. Во-вторых, существует предание, в котором двенадцатый инка, отец братьев, вступивших в кровную войну, Уайна Ка-пак, перед смертью изрек, что Солнце открыло давным-давно, будто править этой землей будут инки и что потом новые, доселе незнакомые люди придут сюда, покорят империю и станут ее единственными владыками. Этим объясняется страх и нерешительность инков перед «возможно вернувшимися белыми богами».

Индийское узелковое письмо.

Культура Древнего Востока

1.Культура Восточного Средиземноморья: Сирия, Финикия, Палестина

Сиро-Финикия: историко-географическая справка. Военные завоевания сирийцев. Племенные отношения и образ жизни населения Сирии. Финикия — страна пурпурной краски. Города-государства Финикии — морские центры транзитной торговли. Художественное совершенство финикийского мастерства. Изобретение алфавитного письма. Религия без мифологии. Агрессивное нашествие народов моря.

Сиро-финикия и Палестина, на территории которых сейчас расположены такие государства, как Сирия, Израиль, Иордания и Ливан, являются родиной очень древней культуры, которая во II — начале I тыс. до н. э. находилась как бы в тени великих цивилизаций Шумера, а затем Вавилона. Сильное влияние на ее развитие оказывал Египет. Неудивительно, что так называемое «сирофиникийское» искусство отличается явной эклектичностью.

Большую часть этой страны занимает полупустынная степь, которая имеет узкие полосы плодородной земли, где была возможна оседлая жизнь древних земледельческих племен. На западе расположена плодородная долина реки Оронта (аль-Аси). Оазис Дамаска, лежащий на границе степи, относится к Сирии. На севере Сирия граничит с горами Амана и Тавра. От Месопотамии Сирия отделена Евфратом. В глубине Сирийской степи находится оазис Тадмор (Пальмира), который в III-II тыс. до н. э. не имел никакого значения. Земледельческие племена северной и западной части Сирии, подобно скотоводческим племенам, были связаны с Двуречьем экономически и культурно.

Через Сирию проходили основные пути, соединяющие Месопотамию, Аравию, Египет и Малую Азию. Здесь рано возникли торговые города, и Сирия постоянно подвергалась нападениям со стороны хеттов, Египта, Вавилонии, Митанни, была основной территорией, на которой велись войны. Данные обстоятельства, а также географическая разобщенность Сирии препятствовали образованию крупных самостоятельных государств. Пришедшие в Сирию племена говорили на языках семитской группы. Во второй половине III тыс. на север этой страны совершали походы цари Двуречья. О жизни Сирии рассказывает египетская «Повесть Синухета». Население жило в укрепленных поселениях или шатрах, занималось садоводством, земледелием, скотоводством и делилось на роды и племена. Власть принадлежала родовым и племенным вождям. В семьях царили патриархальные отношения. Во второй половине XVIII в. до н. э. гиксосский племенной союз подчинил себе Палестину, Финикию, Сирию и большую часть Египта. Гиксосский племенной союз распался из-за военных поражений.


На главную