Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Жители Сирии в основном пользовались аккадским письмом в своем варианте — клинописью, которая до сих пор не изучена. В середине II тыс. до н. э. в Сирии установилось египетское владычество, затем страну завоевали хетты и снова Египет. В азиатских владениях египетской державы сформировались рабовладельческие общества. Однако многие племена — хапиру — жили в условиях первобытнообщинного строя.

Экономическая жизнь Сирии отличалась многообразием. В языковом отношении она представляла собой пеструю картину, наряду с аморейским языком существовал и хурритский. Использовалась хеттская иероглифика. Египетские воины во время походов в качестве заложников захватывали детей знати, которых отвозили в Фивы к царскому двору, где их воспитывали в духе покорности фараонам.

Древняя Финикия расположилась на полосе Приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленной с востока Ливанскими горами. Своеобразие природных условий Финикии нашло отражение в названиях важнейших населенных мест: город Библ (по-финикийски Гебал— «гора»), город Тир (Цур — «скала»). Здесь преобладало садоводство (культивировались оливки, финики, виноград), рыболовство: город Сидон в переводе означает «место рыбной ловли».

Первые жители Финикии говорили на несемитском языке. В III тыс. до н. э., согласно египетским источникам, здесь уже проживали семитические племена — ханаанеи, которые ассимилировали финикийское население. Название «финикиец» встречается в египетских иероглифических надписях середины III тыс. до н. э. Древние греки применяли слово «фойникес», что означало «красноватый», «смуглый», откуда и пошло название страны: Финикия— «страна пурпурной краски». Это название имеет широкий охват, поскольку подразумевает также Палестину и частично Сирию.

К концу III тыс. до н. э. семитские племена начинают складываться в небольшие рабовладельческие государства, причем каждое из них имело в качестве административного, политического и экономического центра портовый город. Был раскопан укрепленный приморский город, в котором вместе с ценными вещественными памятниками были обнаружены таблички середины II тыс. до н. э. с текстами, исполненными клинописью из 29 букв и содержащими мифы, которые проливают свет на древнейшую культуру Финикии. 

Финикийский корабль. Изображение на греческой вазе. 

Главное искусство, котором славились финикийцы, — это искусство торговли. Их города — это центры торговли. В середине финикийского побережья располагался Библ, поддерживавший связь с Египтом. Через него в Ш тыс. до н. э. производился вывоз финикийских товаров в Египет, культура которого пустила глубокие корни именно в этом финикийском государстве. В середине II тыс. до н. э. Библ подчинил себе соседние небольшие города и поселения. Египетские цари XVIII династии сделали этот город своим главным опорным пунктом на побережье. Здесь широко пользовались египетским иероглифическим письмом, а также особенным слоговым письмом и позже — линейным алфавитом.

Южные города Сидон и Тир постоянно враждовали между собой. Тир считался неприступным, так как состоял их двух поселений: островного и материкового.

Вместе с торговыми судами на верфях финикийских городов сооружали гребные военные корабли. Финикийцы первыми начали использовать рабов в качестве гребцов, хотя во II тыс. до н. э. еще были и свободные гребцы.

Включение городов Финикии в состав Египетской державы содействовало их дальнейшему развитию. Восточное побережье Средиземноморья славилось естественными богатствами, пользовавшимися постоянным спросом в соседних странах. Одним из основных продуктов была сушеная рыба. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана, которые давали отличнейший кораблестроительный материал. Из него же изготовляли саркофаги, в которые помещались мумии египетских вельмож. Библ являлся центром торговли строевым лесом. Целебные растения и необходимые для бальзамирования смолы также доставлялись из Финикии.

Почва страны отличалась плодородием и тщательно обрабатывалась. Большую роль в торговле играло высококачественное вино. Важным продуктом садоводства было оливковое масло.

Торговое ремесло наложило отпечаток на характер финикиян. «Финикийские купцы покупали и продавали все то, что приносило хорошую прибыль. Их никогда не мучила совесть. Если верить соседям, они не знали, что такое честность или бескорыстность. Хорошо наполненный сундук с драгоценностями финикияне считали идеалом всякого человека».* Встречаются свидетельства того, что финикийские купцы крали и увозили детей, затем продавали их в других странах в рабство. Но несмотря ни на что финикийцев ждали, поскольку товары, которые они привозили, пленяли своим совершенством. «Глаза женщин загорались огнем при виде янтарных ожерелий, золотых и серебряных браслетов с лепными узорами, сережек, украшенных розетками из голубых сапфиров, алых карбункулов и зеленых изумрудов, тончайших покрывал и пурпурных тканей».

Финикийские купцы. С ассирийского рельефа.

Изделия финикийского ремесла отличались высоким художественным совершенством и высоко ценились митаннийскими царями. В I тыс. до н. э. славились финикийские стеклянные сосуды, которые изготовлялись при помощи стеклодувной техники. «При раскопках Угарита были обнаружены скульптуры из слоновой кости, бронзы и золота, изделия из цветного стекла, расписная, покрытая глазурью керамика, золотые чаши с рельефами, оригинальные украшения».* Финикийцы первыми начали производство пурпурной краски из желез морских моллюсков, доставляемых с Канарских островов, и окрашивали ею шерстяные и льняные ткани. Финикийские ткани приобрели большую популярность, особенно в Египте.

Города Финикии были средоточием транзитной торговли. Финикийцы торговали не только своими изделиями, но и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, из областей Греции. Из Малой Азии финикийцы получали серебро и свинец, позднее — железо; с Крита предметы эгейского художественного ремесла. В Угарите — главном центре торговых связей с Эгейским миром — могла существовать постоянная микенская колония.

Небольшие финикийские города-государства охраняли свою политическую независимость. Крупные рабовладельцы держали под контролем не только неимущих граждан, но и царя. Ни один город не имел достаточно сил для того, чтобы объединить всю Финикию в единое государство.

В своем творчестве финикийские художники использовали мотивы и сюжеты египетского, хетто-хурритского и вавилонского искусств, но вместе с тем развивали и самобытное. Эпос о Керете и эпос о Данеле являются памятниками светской финикийской литературы.

Одним из наиболее значительных достижений финикийцев было изобретение алфавитного письма. Впервые именно они стали пользоваться в чистом виде алфавитной системой. Возникновение письма сопровождалось стремлением достичь наибольшего совпадения между письменными знаками и звуками речи. Развитие шло от рисованного и словарного письма к изображению финикийского консонантного (состоящего из согласных) алфавита. Таким образом, финикийцы разработали систему знаков, предшествующую современному алфавиту. Сотни сложных рисунков и символов были заменены системой письма из 20 знаков. Они изображали звуковое значение слова. Финикийский алфавит был значительно усовершенствован греками, которые сначала приняли финикийскую систему, но оказалось, что пять гласных в этой системе изобразить невозможно, и они прибавили к финикийскому письму пять букв.

Политическая раздробленность Финикии была причиной того, что религия не знала системы мифов. Бог неба был главным богом в городах Финикии и носил имя нарицательное, а не собственное. Он назывался просто «владыка» (Ваал), «царь города» (Мелькарт), просто «власть» (Молох) или же «бог» (Эль). В культе Финикии достаточно долго сохранялись человеческие жертвоприношения. Часто в качестве жертв использовались дети — предпочтительно новорожденные первенцы. Особенно много жертвовали в моменты грозной опасности для государства. В IV в. до н. э. во время осады Тира греко-македонскими войсками на городской стене в качестве жертв были зарезаны иноплеменники — македонские военнопленные.

Рано возникшие города Сирии и Финикии были хорошо укреплены. Пространство внутри стен беспорядочно застраивалось жилыми и хозяйственными комплексами. Основной строительный материал — сырцовый кирпич, камень использовался для сооружения фундаментов, цоколей и пр. Характернейший тип зданий — так называемый бит-хилани(т. е. дом-галерея). Вход в такой дом был расположен с продольной стороны, он представлял собой портик на столбах, замкнутый с двух сторон прямоугольными башнями. Над портиком мог помещаться род балкона. Таким же образом в финикийских городах строились храмы.

Финикийский бог Илу, принимающий жертвоприношение.

 

Наиболее известный пример — храм Соломона в Иерусалиме (X в. до н. э.), описанный в Библии. Памятники монументальной скульптуры отсутствуют, хотя мелкая пластика с изображениями божеств, царей и т. п. весьма выразительна; любопытны рельефные композиции. Разнообразны по декору изделия торевтов — золотые финикийские блюда и т. д. Иконография финикийского искусства во II — начале I тыс. до н. э. демонстрирует черты механического соединения египетских и вавилонских художественных приемов и мотивов, хотя и более свободное от канонов.

Агрессивное нашествие «народов моря» изменило все Средиземноморье. Распад Хеттской державы привел к созданию новой великой империи, какой стало Ассирийское царство. Некоторые группы хеттов ушли на юг и образовали новые (неохеттские) города-государства, например Каркемиш, в бывших южных провинциях Хеттской державы.

Группа кочевников арамеев покинула зону границы пустынь и осела на более плодородных землях. Они заняли земли Ассирии и Вавилона, а также страну, называемую в наше время Сирией, создав независимые города-государства, в частности — Дамаск. Около 750 г. до н. э. арамейский язык стал языком международной дипломатии.

Финикийцы ревностно охраняли свою самостоятельность и не объединялись даже перед лицом военной опасности, хотя земли Финикии неоднократно захватывали мощные древневосточные державы. Когда в Греции микенская культура пришла в упадок, господствующее положение в торговле заняли финикийцы.

Финикия была страной мореходов, чье мастерство в свое время оставалось непревзойденным. Маршруты финикийских плаваний достигали берегов северной Европы и южной Африки.

«Избороздив насквозь Верхнее море, оказавшееся замкнутым со всех сторон бассейном, они добирались до Иберии (Испании), страны, изобилующей серебром, откуда корабли возвращались с серебряными якорями вместо железных».

«Народы моря» разрушили многие крупные города в Ханаане, например Угарит, но в прибрежных городах Средиземноморья, таких как Библ, Верит и Тир, появились энергичные и предприимчивые купцы из Микен, вскоре ставшие лидерами в торговле на берегах Средиземного моря. Финикийцы основали Карфаген (Новый город), чтобы иметь собственную торговую базу на побережье Северной Африки.

Большой доход приносили финикийцам и изделия из стекла: издавна развитое на Древнем Востоке изготовление стеклянных сосудов, амулетов, фигурок и печатей получило в Финикии широкое распространение. Финикийцы оставались в пределах своих торговых городов, не влияя на нравы, веру и формы правления населения соседних земель. Мастера на все руки, они был известны и как строители, плотники и каменотесы. Построенный ими знаменитый храм царя Соломона в Иерусалиме остался в исторической памяти как одно из «чудес света».

Особое место среди городов-государств Финикии принадлежит Угариту, руины которого были открыты в 1929 г. на холме Рас Шамра близ современного порта Латакия в северной Сирии. В городе, укрепленном массивными стенами, находились обширный дворец, жилые дома и сводчатые гробницы. К XVI-XIII вв. до н. э. относятся религиозные, мифологические тексты, деловые документы царского архива.

Осада крепости. С фрагмента финикийской серебряной чаши. Кипр.

Будучи искусными мореплавателями и землепроходцами, финикийцы возглавляли египетскую экспедицию вокруг Африки. Они открывали торговые колонии в Гадесе (Испания), однако самой знаменитой их колонией был Карфаген. Там они построили целый флот морских кораблей и воздвигли мощную крепость. Позднее они начали войну с римлянами за власть и господство в Средиземноморье.

Расцвет культуры Финикии приходится на XIV-VIII вв. до н. э. — эпоху строительства, развития ремесел и торговли, смелых морских экспедиций и колонизации Средиземноморского побережья.


На главную