Интернет-магазин электроники и бытовой техники

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Китайские косметические средства

Китайская народная медицина

Копии смартфонов

Духи от Dior

Стильные браслеты с уникальным дизайном

Термос Bullet

Часы Hublot механические

Гироскутер SmartWay

Женский Интим-гель

Нужен оригинальный подарок? Закажи

Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Древнееврейская культура и ее роль в истории развития мировых цивилизаций

История еврейского народа, государств Израиль и Иудея от истоков до эпохи диаспоры. Формирование древнееврейской культуры: израильская литература, религия и ее основные культы. Завет Яхве и проповеди пророков. Библия как собрание литературных, исторических, правовых и обрядово-религиозных сочинений. Иерусалим и его историческая судьба. Храм Гроба Господня. Сакральное знание евреев — Каббала. Вклад еврейской культуры в мировую.

 Около III тыс. до н. э. на обширной равнине, расположенной в южной части междуречья Тигра и Ефрата, процветала первая цивилизация — Месопотамия* Ее истоки уходят в VII тыс. до н. э. В V тыс. до н. э. здесь появились многочисленные поселения, давшие начало первым городам. Богатство этих областей привлекало кочевые семитские народы — аккадцев, которые, попав в Междуречье, переходили к оседлому образу жизни, и к III тыс. образовалась шумеро-аккадская цивилизация.

В первой половине XIII в. до н. э. на территории Палестины появилось объединение родственных семитских племен, носившее название Израиль. Коренное население Ханаана в сельских местностях при вторжении израильтян бежало. Захват ханаанейских городов давался с большим трудом, и они еще долго продолжали существовать в окружении израильского населения.

Племя иудеев, которое осело на юге в горной области к западу от Мертвого моря, через некоторое время названной Иудеей, раньше всех обособилось от основного ядра израильских племен. Это племя захватило на севере самую большую и наиболее плодородную часть Палестины.

Израильские племена легко и быстро завоевали Палестину, поскольку ее коренное население — ханаанеи были сильно ослаблены эксплуатацией египтян. Захваченную землю иудеи разделили на наделы. Язык израильтян имел общие корни с ханаанейским, что содействовало слиянию в одну народность завоевателей и покоренного населения. В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелию богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать.

«Управление в Израильском государстве почти до начала XI в. до н. э. осуществлялось советами родовой знати и так называемыми „судьями" — выборными должностными лицами» .

В новом израильском обществе создавалось единое и сильное государство, которое должно было держать в подчинении покоренные им ханаанейские народы и сдерживать нападение филистимлян, которые еще на рубеже XIII и XII вв. до н. э. осели вдоль побережья Средиземного моря.

Филистимляне (ранее именовавшиеся пеласгами) были воинами и купцами. Они держали в своих руках торговлю железом; известно, что филистимляне служили наемниками в передовых египетских крепостях. Правили ими серены — местные князья, владевшие пятью крупнейшими городами: Газой, Аскалоном, Ашдодом, Аккароном и Гатой. Во второй половине XI в. до н. э. отряды союза филистимских городов нападают на соседнюю с ними область племени иудеев. Будучи более сильными, филистимляне покорили ряд городов Израиля, в том числе и его главное святилище — город Силом.

В XI в. до н. э. начинаются попытки образования Израильского государства, которые завершаются к концу этого же века.

Существовавшие 12 еврейских племен под воздействием внешней угрозы постепенно объединялись. Развивалось национальное самосознание евреев, которое опиралось на единую монотеистическую религию — культ Яхве, существенно отличавшийся от религиозных представлений соседних нардов. Около 1012 г. до н. э. 12 племен объединились в союз под руководством Саула, началось создание единого государства.

Филистимлянин. С египетского рельефа.

Странствия евреев.

Пленные перед палестинским царьком. С ассирийского рельефа.

 «Первым царем всего Израиля стал Саул из племени вениаминитов, которого избрали на народном собрании около 1020 г. до н. э. Царь Саул подчинил все израильские племена, в том числе и иудеев, что позволило ему неоднократно побеждать филистимлян».* Сын и преемник Саула царь Давид окончательно утвердил в 1004 г. до н. э. первое еврейское государство. Оно имело центральное управление, наемное войско и вело обширное строительство. В это время начинает складываться единая древнееврейская культура. Духовные ценности формируются в этот же период в первых частях Ветхого Завета. Они содержат также сведения об истории сынов Израилевых.

Большую роль в истории культуры Израиля играл город Иерусалим. Этот старинный город, завоеванный Давидом в 995 г. до н. э. и расположенный в пределах территории племени иудеев, становится столицей. Он был воздвигнут на высокой горе и представлял собой естественную крепость.

Сын Давида царь Соломон (965-926 гг. дон. э.), чья мудрость описана в Библии, продолжал вести политику своего отца. Известно, что Соломон сделал значительные преобразования в организации государства. Он разделил его на 12 провинций, каждая из которых обязана была один месяц в году содержать царский двор и весь государственный аппарат, ввел стабильную систему налогов и повинностей, создал постоянную армию. При раскопках были обнаружены богатые царские конюшни, которые в своем благоустройстве мало отличались от домов населения. Знаменитый храм Соломона был построен на одиннадцатом году его царствования. По описанию в Библии и по тому, что известно об искусстве того времени, можно сказать о нем следующее: «Гладкие снаружи стены из каменных плит были отделаны внутри древесиной кедра, разными фигурами крылатых существ, пальмовых деревьев и орнаментом из цветов, напоминающих розы.

Две большие бронзовые колонны стояли по сторонам инкрустированных золотом дверей, сделанных из оливкового дерева. Бронзовые сосуды, установленные на основаниях с колесами, предназначались для омовения сжигаемых жертвоприношений. Ступеньки в глубине здания вели в „Святая святых" — помещение, где находился ковчег Завета; в нем хранились каменные таблички с записанными на них десятью заповедями» .

К храму Солнца примыкало несколько часовен — в честь грома и молнии, радуги, планеты Венеры, а главная из них — в честь Мама Кильи — Луны. Образ Луны в империи инков, как и у всех древних, связан с представлением о женщине, богине. Поэтому часовня Мама Кильи предназначалась для коим — жены инки.

Жители Сирии в основном пользовались аккадским письмом в своем варианте — клинописью, которая до сих пор не изучена. В середине II тыс. до н. э. в Сирии установилось египетское владычество, затем страну завоевали хетты и снова Египет. В азиатских владениях египетской державы сформировались рабовладельческие общества. Однако многие племена — хапиру — жили в условиях первобытнообщинного строя.

К концу царствования Соломона назревавшее в стране недовольство перешло в открытое выступление, которое возглавлял Иеровоам из незнатного рода, служивший какое-то время у Соломона. Иеровоама поддерживало местное жречество города Силома. Несмотря на то, что восстание было значительным, Соломону удалось его подавить. Иеровоам бежал в Египет, так как надеялся при его поддержке отделить Израиль от Иудеи, ибо Египту выгодно было иметь рядом не одно могущественное государство, а два слабых и независимых друг от друга.

Библейская ветхозаветная книга Исход сохранила отголоски драматического освобождения древних евреев из египетского плена, согнанных на принудительные работы чиновниками фараона. Исход повествует о том, что якобы в наказание за лишение израильтян свободы Египет волей бога Яхве (Иеговы) постоянно подвергался нашествию змей, жаб и насекомых, там были падеж скота, градобитие, порча воды, чума, солнечное затмение. Но несмотря на это фараон отказался освободить евреев, и их предводитель Моисей предрек новую «казнь египетскую» — смерть всех перворожденных в стране. Подготовка древних евреев к исходу из Египта положила начало празднованию Пасхи.


На главную