Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Библейская ветхозаветная книга Исход сохранила отголоски драматического освобождения древних евреев из египетского плена, согнанных на принудительные работы чиновниками фараона. Исход повествует о том, что якобы в наказание за лишение израильтян свободы Египет волей бога Яхве (Иеговы) постоянно подвергался нашествию змей, жаб и насекомых, там были падеж скота, градобитие, порча воды, чума, солнечное затмение. Но несмотря на это фараон отказался освободить евреев, и их предводитель Моисей предрек новую «казнь египетскую» — смерть всех перворожденных в стране. Подготовка древних евреев к исходу из Египта положила начало празднованию Пасхи.

Ветхий Завет имеет бесчисленные наслоения текстов, которые прояснились вместе с исследованием Библии с исторической точки зрения. Кроме того, с наступлением эпохи великих археологических открытий в середине XIX в. из-под песков пустыни извлекли на поверхность замечательные памятники забытых культур, которые подтвердили догадки историков.

Археологические раскопки в Палестине обнаружили большинство городов, название которых раньше знали только из Библии. Развалины этих городов говорили о подлинности ряда фактов, упоминаемых в Библии. Найдены остатки зданий времен Саула, Давида и Соломона, а также следы опустошительных вторжений арамейцев и ассирийцев.

Израильский народ был молодым по сравнению с окружавшими его древними, богатыми и зрелыми цивилизациями. С ними была установлена тесная связь, поэтому есть общее в обычаях, законодательстве и религии. Десять заповедей и законы Моисея сложились под влиянием месопотамского законодательства. Картины Страшного Суда, загробной жизни, рая и ада, ангелов и сатаны нашли отражение в христианстве в целом.

Калейдоскоп сказаний, полных символики, колорита, человеческих образов из плоти и крови, составляющих Библию, возник в отдаленном прошлом и смог просуществовать до наших дней. Содержание Священного Писания богато, как богата сама жизнь. Библия содержит тщательно отобранные стихотворные сборники речей, произнесенных пророками (VIII-III вв. до н. э.), новеллистические сочинения, афоризмы, сборник разновременных культурных песнопений (Псалмы), религиозно-философские и другие произведения разного времени (наиболее поздние — III в. до н. э.). Не только Библия, но и город Иерусалим имеет историческое и современное мировое значение. Сегодня он — колыбель иудаизма, христианства, ислама. В прошлом это город сложной исторической судьбы, духовный центр мира. Это величайший памятник истории, центр трех религий, один из древнейших городов планеты. Здесь были заложены основы мировых религий. Его история сама по себе играет большую роль в культуре Израиля. Иерусалим располагался на вершине обрывистого плато Офель, южном отроге горы Мория и был обнесен мощными стенами. Историческая судьба города во многом определялась его положением в системе Иудейских гор. Он расположен на скалистых вершинах пяти холмов разной высоты. Горы вокруг Иерусалима извечно служили его охраной, так как затрудняли врагу подход к нему.

У Иерусалима статус святого города. Он — центр культа. Стена на месте нынешнего Старого города заключала в себя горы Сион, Мория, Офель и часть Гионской и Кидронской долин. Стены, как полагают археологи, были построены поверх йевуситских стен. Тогда Иерусалим занимал территорию около десяти километров в окружности, в то время как теперь в Старом городе она имеет протяжение около четырех километров.

Иерусалим — центр мира. Карта 1585 г., на которой мир изображен в виде трилистника с Иерусалимом в центре.

Голгофа.

Нынешняя стена выстроена в 1536-1541 гг., в эпоху турецкого султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Иногда стену называют Турецкой. В строительстве были частично использованы старые стены Ирода. Наверху над стеной проложены широкие пешеходные дорожки (ширина 2,5 метра). В ансамбле строений Старого города стена производит величественное впечатление. С юго-восточного угла стена тянется на юго-запад по горе Сион, оставляя большую ее часть за своими пределами. Во времена Иисуса Христа вершина Сиона была внутри стен Иерусалима.

Стена города в западной части горы поворачивает к северу, где находится огромная башня, называемая Башней Давида. Она была построена во II в. до н. э. и защищала город от вторжения с севера и запада. В XVI в. она была восстановлена и стала называться Башней Давида. В течение сотен лет эта башня была символом Иерусалима.

В стене Старого города восемь ворот, из них семь ворот действующих, открытых: Яффские (или Вифлеемские) на западе, Дамасские (или Шхемские), Цветочные (или Ворота Ирода) и Новые на севере, Львиные на востоке, Сионские и Мусорные (или Навозные) на юге. Ворота Золотые (Милосердия) на востоке заложены камнем. Они сохранились от византийских времен и отличались особым богатством архитектурного оформления. С Золотыми воротами связана легенда, согласно которой через них должен пройти Мессия и освободить город Давида от мусульман, оттого держать ворота открытыми боялись и наглухо заложили их во времена турецкого владычества. Ворота Новые проделаны в стене в 1889 г. Ворота Иерусалима прежде запирались на ночь. Затем их стали оставлять открытыми круглые сутки.

Главная христианская святыня в Иерусалиме — Храм Гроба Господня (иногда — Церковь Гроба Господня). Это Великий Храм Воскресения, самое священное место на Земле для миллионов и миллионов землян — мужчин и женщин, старых и молодых. Это самый прославленный храм во всем христианском мире, по существу целое созвездие храмов, церквей, престолов, соединенных общими стенами под одной крышей. Это храм храмов. История создания этого храма уходит в глубокую древность.

План храма Гроба Господня:1- вход;2- камень помазания;3- ротонда; 4- часовня Гроба Господня; 5- каменная ваза «центр земли»;6- вход в подземный храм Св. Елены; 7- лестница на Голгофу.

Римский император Адриан (119-138) в 136 г. приказал построить на Голгофе храм Венеры, а над местом погребения Христа — храм Юпитера. Сделав это, он точно обозначил место распятия Христа и место его захоронения.

В 326 г. на местах, обозначенных статуями Венеры и Юпитера, то есть над Голгофой и над пещерой, местом погребения Христа, царица Елена начала возведение храма Гроба Господня. В его нынешнем виде храм был построен крестоносцами между 1099 и 1149 гг. и освящен в 1149 г.

Это приземистое здание, которое стоит как сгорбленный, глубокий старик, нагруженный тяжестью десятков веков, его облицовка — как морщинистое лицо старика. Он стеснен соседними строениями, без позолоты и блеска, без внешней помпезности. По виду неказист, снаружи выглядит скорее мечетью, не удивляет, не бросается в глаза. Но его величие — это букет преданий и легенд, дающих ему право называться мемориалом Христа, центром христианского мира.


На главную