Интернет-магазин электроники и бытовой техники

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Китайские косметические средства

Китайская народная медицина

Копии смартфонов

Духи от Dior

Стильные браслеты с уникальным дизайном

Термос Bullet

Часы Hublot механические

Гироскутер SmartWay

Женский Интим-гель

Нужен оригинальный подарок? Закажи

Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Первобытное общество и проблемы протоцивилизаций

Основные этапы становления и развития культуры первобытного общества.

  Проблемы возникновения человека. Взгляды ученых. Периодизация истории первобытного общества. Возникновение искусства и первых верований. Духовный мир первобытного человека: мантика и магия. Искусство живописи эпохи неолита и другие искусства. Система мироздания в представления первобытных людей.

Жизнь первобытного человека не ограничивалась только производственной и материальной сферой, но включала и сферу духовную. Более того, духовная жизнь людей каменного века эволюционировала и имела свои особенности, духовная культура была неотъемлемой частью жизни первобытного человека. «Периодизация первобытного общества представляет сложную и еще не решенную до конца научную проблему».* Проблемы у археологов, этнографов, антропологов начинаются с вопроса: кого считать первым, самым древним человеком? Какие останки относятся именно к человеку, а какие еще принадлежат животному — человекообразной обезьяне? Что принимать за критерий человека — воспроизведенный антропологами вес и объем мозга или внешность и походку человека; а может быть — умение трудиться, признаком которого служат найденные рядом с останками орудия и продукты труда? Ответ ученых: и то, и другое, и третье следует учитывать. Определение времени, к которому принадлежат останки, зависит от уровня развития нашей техники. Еще в 70-е гг. XX в. ученые утверждали, что самый древний человек жил 1 млн. лет назад. Сегодня — на рубеже XXI в. — радиологический метод определяет, что самые древние останки принадлежат человеку, жившему 4,5 млн. лет назад.

Памятники нижнего (раннего) палеолита.

Периодизацию первобытной культуры все же можно представить соответственно археологической, основанной на различиях в материалах технике изготовления орудий труда.

Палеолит (древнекаменный век, 40-10 тыс. лет до н. э.).

Мезолит (среднекаменный век, 12—8 тыс. лет до н. э.).

Неолит (новокаменный век, 8—3 тыс.лет до н. э.).

Эпоха бронзы (3-2 тыс. лет до н. э.) и эпоха железа (1 тыс. лет до н. э.) соответствуют уже древним цивилизациям с высоким уровнем развития культуры.

К особенностям первобытной культуры человечества относится синкретизм (единство) культуры древних людей. Их верования и искусство были тесно переплетены и не распадались на отдельные области духовной жизни. Не было разделения на исполнителей и потребителей, художников и зрителей. Первобытной культуре в целом свойственна однородность. Росписи, рисунки, орнамент, каменные орудия труда, верования древних людей обнаруживают сходство в деталях и технике изготовления, независимо от того, где они были выполнены: во Франции или в Сахаре, в доколумбовой Америке или Норвегии, Австралии или на Урале. Выдвигаются несколько причин этого сходства, но в современной науке вопрос о сходстве древних культур остается открытым и не имеет однозначного решения.

Останки древнего человека, жившего около 4,5 млн. лет тому назад, были обнаружены археологами в XX в. «Первого» человека назвали австралопитеком (южной обезьяной). У этого человека был небольшой объем мозга и массивные челюсти, но он уже был прямоходящим и умел изготавливать самые примитивные орудия труда, поэтому его назвали «хомохабилис» («человек умелый»).

Около 1 млн. лет назад появляется еще один вид «человека умелого» — питекантроп (обезьяночеловек), местом обитания которого была восточная Африка. Внешне он напоминал австралопитека, но объем мозга у него приближался к современному. Питекантроп изготавливал орудия более сложной формы из камня: резцы, рубила, скребки.

Основные  области распространения культур верхнего (позднего) палеолита.

Примерно 250 тыс. лет назад в результате эволюции появился неандерталец, которого в науке назвали «хомо сапиенс неандерталенсис» («человек разумный неандертальский»). От современного человека его отличали только низкий лоб и скошенный подбородок. Неандерталец умел искусственно добывать огонь, поэтому смог приспособиться к условиям жизни ледникового периода (начался около 1 млн. лет тому назад). Неандертальцы заселили юг Европы, Азии и Африку вплоть до Западной Сахары. Они усовершенствовали орудия труда, носили шкуры животных, сооружали жилища, хоронили своих сородичей и совершали простые обряды.

Оленей загоняют на цепь охотников, вооруженных луками. Рисунок из пещеры Лос Кабальос ( Испания). Верхний пелеолит.

Около 40—35 тыс. лет до н. э. с началом последнего периода оледенения неандертальца сменил кроманьонец (« хомо сапиенс » — «человек дважды разумный»). Он появился как бы внезапно в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке. По «ледяным мосткам» кроманьонцы перебрались в Австралию и Америку. Биологическое формирование человека завершилось: по своей физической конституции кроманьонец был подобен современному человеку, он владел речью и выделывал около 150 каменных и 20 костяных орудий труда и охоты.

Возникновение искусства и первых верований древних людей относятся к 40—33 тыс. лет до н. э. Во многих регионах мира сохранилась пещерная живопись эпохи палеолита. Это поразительные по меткости наблюдения и совершенству исполнения изображения животных. Создание «второй природы» — это результат освоения окружающего мира. За изображениями животных стоят какие-то предания и обряды, о которых можно только догадываться, но которые явно были связаны с поисками выражения гармонии природы.

Олени. Нолихромная живопись из пещеры Фон де Гом (Франция). Палеолит

Современный мир перенасыщен конфликтами и катастрофами, глубинная причина которых — столкновение людей, исповедующих различные культурные ценности. Это может быть религиозная рознь, стремление автономий приобрести независимость, борьба финансовых групп. Исследуя мотивы подобных конфликтов, всегда можно найти различия духовных ценностей у конфликтующих сторон, ибо в противостояние вовлекаются группы людей, воспринимающие чужую культуру как нечто враждебное, а способствуют согласию те, которые понимают равноценность любых проявлений духовности и культуры.

Культура как предмет исторического исследования. Методы и подходы. Духовная и материальная культуры — это сущностная основа исторического развития человечества. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Изучая различные культуры, мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди жили, чувствовали, творили. Культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому историческое постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Наблюдения ученых этнографов за жизнью племен, стоящих на первобытном уровне развития, выявили у них формы верований, в основе которых лежит обожествление сил природы, наделение их особой, сверхъестественной силой. Общение со всеми формами природы осуществлялось на основе понимания того, что духовная сущность свойственна не только человеку, но всему в окружающем человека мире. На основе этого тождества существует единство в природе в целом.

Эпоху с VIII тыс. до н. э. в науке называют «неолитической революцией», которая продолжалась несколько тысяч лет. Это время знаменуется не только переходом к земледелию и скотоводству, а значит, к оседлой жизни, но и возникновением и зарождением ремесел (ткачества и керамики).


На главную