Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Художественная культура Инь представлена изделиями из бронзы, нефрита, кости, керамики, которые дают возможность проследить дальнейший путь развития древнекитайского искусства. В целом иньская эпоха выступает начальным периодом формирования национальной государственности, ее духовных устоев и связанных с нею художественных традиций в музыкальной культуре и архитектуре.

Первым китайским государем называется Желтый император (Хуан-ди), который царствовал, по преданию, с 2697 по 2597г. до н. э.

В Древнем Китае империя была проявлением всеобъемлющей гармонии бытия, а император — религиозным символом власти. Он представлял собой фокус космического всеединства и мирового порядка. Для китайцев богом было Небо. Император, подобно небу, все укрывал собой, подобно Солнцу, все освещал. Поскольку «Небо» обозначало полноту природы каждого существа, император должен был править, не вмешиваясь в ход событий,

Иньское погребение. План. II тыс. до н. э.

Императорская резиденция (Гугун). План.

Схема расположения триграмм по книге Чжэн Чжи-цяо «Лю цзин ту» ( «Иллюстрации к семи классическим книгам» ).

управление не приравнивалось к воздействию извне, управлять нужно было так, чтобы каждый мог реализовать себя, поскольку главная цель природы заключается в том, что сущее должно себя реализовать. Император был символом покоя и порядка на земле. Политика в китайской империи мыслилась по образцу органической целостности мировой жизни. Император должен был выполнять множество ритуалов и знать советы Неба. Этому его учило гадание по «китайской библии» — «Книге Перемен» (И цзин). Она была создана старейшими китайскими мудрецами в глубокой древности и состоит из 64 гексаграмм, которые являются геометрическим выражением всеобщего ритма природы и соответствуют судьбам людей и государств. И («перемены») — это изменчивость, в которой мы меняемся в соответствии со временем, для того чтобы следовать Пути мирового развития. «Совершенномудрые» авторы достигли наивысшего пути открытий и свершений в своих заботах о последующих поколениях. В «Книге Перемен» есть четыре пути к совершенной мудрости: 1) через слова подойти к пониманию текста изречений; 2) через действия подойти к пониманию изменчивости; 3) через устройство орудий подойти к пониманию образов и 4) через гадание подойти к пониманию предсказаний.* Самое скрытое в ней — ее закономерность, а самое явное — ее образ.

* Щуйкий Ю. К. Китайская классическая « Книга Перемен». М., 1992.

Следующее древнее государство — Чжоу (XI-III вв. дон. э.) возникло в результате покорения Шан-Инь народностью, известной как чжоусы, точная этнокультурная принадлежность которой до сих пор дискутируется в науке. Тем не менее не вызывает сомнений, что чжоусы унаследовали и развили все цивилизационные достижения иньского государства. В рамках чжоусской эпохи особо выделяется период, обозначаемый как период Борющихся царств (475-221 гг. до н. э.). В этот период централизованное чжоуское государство, расцвет которого приходится на Х-VIII вв. до н. э., распалось на несколько фактически самостоятельных царств, ведущих непрерывные междоусобные войны.

Нюй-ва и Фу-си, божества-мироустроители с угольником и циркулем в руках. Ханьский рельеф. III в. до н. э. — III в. н. э

Несмотря на ситуацию территориально-административной раздробленности страны, во всех царствах и отдельных регионах Китая того времени имели место общие социально-экономические и культурные процессы, носившие бурный новаторский характер. К важнейшим из них относятся появление имущественной знати, интенсивное развитие ремесел, торговли и городов, активное использование железа, повлекшее за собой качественные изменения в системе землепользования и в прикладном искусстве.


На главную