Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

В духовной жизни китайского общества этого периода выделяют формирование национальной религиозной и философской

Чуcкая великая богиня. Роспись на шелке. II-I тыс. до н. э.

.

Божественный земледелец. Ханьский рельеф. III в. до н. э. — III в. н. э.

Древнекитайская бамбуковая дощечка с магическим заклинанием.

Духи зверей Мэн- шень- обожествеленные военачальники.

Религия Китая была своеобразной: люди верили во множество духов. Человеку нужны были надежные защитники, и китайцы видели их в духах предков, которые должны были заботиться о потомках, ограждать человека от козней злых духов, ударов судьбы. Эти духи изображались в виде страшных, ужасающих образов. Это объясняется тем, что суровые природные условия породили страшные образы богов в фантазии людей. Они обожествляли гром, ветер, дождь, горы, ручьи. Часто духи представлялись им в образе чудовищных животных и птиц. Важным событием для Китая было создание письменной культуры, сопровождавшееся возникновением книги как таковой. Создаются первые письменные поэтические памятники и художественная проза. Кроме того, V—III вв. до н. э. ознаменовались расцветом шелкового, лакового производства и ювелирного дела с широким использованием благородных металлов.

С середины I тыс. до н. э. начинается двухвековой так называемый период Чжаньго. Эпоха Чжаньго вошла в традицию как классический период в истории духовной культуры Китая. И действительно, она была неповторимой эпохой многообразия идей, не стесняемых никакой идеологической догмой. Ни до, ни после на протяжении древности и средневековья общество Китая не знало такой напряженности интеллектуальной жизни. На городских площадях, на улицах и в переулках, во дворцах правителей и домах знати происходили идейные диспуты. В знаменитой на весь чжаньгоский Китай «академии» Цзися («У ворот Цзи») в циской столице Линьцзы одновременно сходились до тысячи «мужей, искусных в споре», состязавшихся в красноречии.

В эту эпоху «соперничества ста школ», как ее называют источники, складывались основные направления философско-политической мысли Древнего Китая: конфуцианство и даосизм. Однако еще долгое время продолжало господствовать нерасчлененное народно-мифологическое мышление.

Эпоху Чжаньго назвали «золотым веком» китайской философии. Даосизм и конфуцианство оказали огромное влияние на все последующие развитие китайской духовной культуры, философской и общественно-политической мысли.

Наслаждение музыкой и вином. Картина IX в.

Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца из царства Чу Лао-цзы (VI — первая половина V в. до н. э.). Он считался авторов натурфилософского трактата « Дао дэ цзин »(«Книга о дао и дэ», IV-III вв. до н. э.). Основная категория учения дао трактовалась как «путь природы», «мать всех вещей».* «Дэ» понималось как благость, качественная природа, нравственная сила. Человек, обладающий «дэ», «движим внутренней чистотой »**

Лао-цзы говорил о многогранности дао. Наиболее показательными его определениями дао являются: «Дао есть глубина людей». «Большая дорога (Дао) и гладка, и ровна, но люди любят ходить по тропинкам». «Дао производит вещи, питает их, дает им расти, совершенствует, делает зрелыми, кормит и защищает». Не выходя из дома, мудрецы знают, что делается на свете. Не глядя в окно, они видят Небесное Дао». «Дао произвело одно, одно— два, два — три, а три — все вещи. Всякая вещь носит на себе инь и заключает в себе ян». «Дао скрыто от нас, поэтому оно не имеет имени». «Вечное Дао не имеет имени».*Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к «естественному» состоянию, которому свойственно внутриобщинное равенство. Даосы осуждали социальный гнет, войны, выступали против богатства и роскоши знати, поборов властей, доводящих народ до нищеты, бичевали жестокость правителей и самоуправство сановной элиты.


На главную