Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Наблюдения ученых этнографов за жизнью племен, стоящих на первобытном уровне развития, выявили у них формы верований, в основе которых лежит обожествление сил природы, наделение их особой, сверхъестественной силой. Общение со всеми формами природы осуществлялось на основе понимания того, что духовная сущность свойственна не только человеку, но всему в окружающем человека мире. На основе этого тождества существует единство в природе в целом. Особой силой наделялись фетиши природного происхождения: «Люди отгоняли черта магическими камнями. Это были просто куски горных пород с дырой. Но такое отверстие должно быть естественным, а не просверленным рукой человека».*По всей вероятности, такой уровень верований существовал у людей каменного века.

К древним формам религии относятся:

1.Анимизм (лат.anima—душа) — одушевление сил и явлений природы, окружающего мира.

2.Тотемизм (индейск. totem — его род) — вера в таинственную связь между человеческим родом и животным, растением, птицей, которые считались первопредками и покровителями данного рода.

3. Фетишизм — наделение магической силой неодушевленных предметов.

Амулеты придавали энергетическую силу и душевную уверенность людям в эпоху неолита, и сегодня они помогают людям, дают духовную силу. Древние верили, что природные стихии огня, воздуха, земли и воды населены духами. Обыкновенный человек не может их видеть, так как его чувства слишком грубы и неразвиты, но те, кого называли жрецами, шаманами, колдунами, владели методами общения с духами. Древние греки называли духов стихий демонами (греч. daimon — дух, божество). Духами земли назывались у разных народов сатиры, паны, гномы, эльфы, лешие, а духами воды считали нимф, ундин, русалок, водяных. Духи огня — саламандры, а духи воздуха — сильфы, сильфиды и феи.

Древние культуры населены образами духов природы. Фольклор и мифы, сказки и легенды всех народов полны сюжетов, героями которых являются гномы, эльфы, лешие, русалки, феи. Духи природы подразделялись на благих и не благих, вредных и полезных, но почитались одинаково. Дух для первобытного человека — это мир невидимого, но существующего в различных формах живого и неживого.

Очень важную роль в верованиях древних людей играет культ мертвых. Культовые захоронения встречаются уже у неандертальцев 60—40 тыс. лет назад. Способ захоронения один и тот же. Хоронили умершего в неглубокой яме или прямо под полом пещеры, присыпав красной охрой, иногда рядом с умершим хоронили животных. Обряды, связанные с культом умерших, свидетельствуют о пожелании, чтобы человек не вернулся. Покойного не только пеленали, но и наносили ему раны и увечья, а могилу сверху придавливали камнем. Отсюда возник обычай установки надгробий. Покойного пытались «обмануть», вынося не через дверь, а через прорубленное отверстие в стене, которое потом заделывалось. Умершего снабжали всем необходимым (пищей, одеждой, оружием, слугами, лошадьми). Страх перед умершим был сильнее, чем любовь к нему, тем более что любили умершего его родные и близкие, а культ умерших вырабатывался и соблюдался всеми членами первобытного коллектива. Древние люди верили, что мертвые становятся частью мира духов и в новом качестве продолжают сохранять связь с живыми. Духи мертвых могли навредить или помочь, поэтому их боялись, но ждали от них и помощи. Главное — о них помнили и с ними продолжали общаться.

Ученые по-разному относятся к существованию души вообще, а тем более к вере ее существования после жизни. Так, известный английский этнограф и историк XIX в. Э. Б. Тайлор (1832-1917), глубокий исследователь первобытной культуры, считает: «Отлетание души умершего человека из мира живых, ее странствие в далекую страну мертвых и жизнь, ожидающая ее в новом жилище, составляют предметы, о которых примитивные общества имеют по большей части весьма определенные учения. Когда эти верования попадают в руки современного этнографа, он смотрит на них как на мифы — часто в высокой степени ясные и разумные по своему началу, твердые и правильные по своему построению, но все-таки мифы».

Женские глиняные статуэтки. Трипольская культура.

Поскольку весь видимый и невидимый мир, вся природа в понимании древних людей населена духами, очень важно было наладить с ними отношения. Способами общения с духами природы были специальные практические обряды, составившие две большие группы: мантику и магию.

Мантика говорит о том, что первобытные люди знали и понимали: в многочисленных случайностях скрывается всеобщая необходимость, которая позволяет предвидеть события. Есть законы природы, и им подчиняется человек. Знание их может предсказать судьбу. Если мантика — это всевозможные виды гаданий с целью узнать настоящее и будущее, то магия — это воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей. Обрядами руководил знающий и понимающий язык природы человек — колдун, шаман или жрец. Эти люди вырабатывали магические формулы, ритмически сложенные словосочетания-заговоры, настрои. Они знали силу звука, слова, могли приводить настрой человеческой души в резонанс с ритмами природы.

Нужно отметить, что изображения людей в искусстве палеолита почти не встречаются, за исключением большого количества женских фигур из камня, кости и глины. По всей вероятности, человек этого времени еще не осознавал своего индивидуального «я», не выделял себя из природы и коллектива, считая себя их частью, рассматривал себя в единстве и зависимости от создательницы всего — Природы, женского созидательного начала.

В конце XI тыс. до н. э. началось отступление ледников, началась современная геологическая эпоха. Вслед за ледниками на север с юга Африки, Азии двинулись древние люди. Крупные животные в результате похолодания вымерли, охотиться на мелкую дичь, несмотря на изобретение лука и стрел, стало труднее. Видимо, поэтому человек вынужден был искать новые формы хозяйствования. Сначала он кроме охоты стал заниматься рыболовством и собирательством, а затем перешел к земледелию и скотоводству.


На главную