Интернет-магазин электроники и бытовой техники

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Китайские косметические средства

Китайская народная медицина

Копии смартфонов

Духи от Dior

Стильные браслеты с уникальным дизайном

Термос Bullet

Часы Hublot механические

Гироскутер SmartWay

Женский Интим-гель

Нужен оригинальный подарок? Закажи

Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Культура Античного мира.

 

1. Культура Эгейского мира: Крит и Микены

Открытие Г. Шлиманом и А. Эвансом ранней античной культуры. Светский характер искусства Крита. Кносский дворец. Живопись, ее характерные черты: мно-гоцветность, воздушность, динамичность, радостность. Своеобразие мировоззрения критян. Культура Микен: письменность, религия, искусство. Особенности искусства Микен: строгость, схематичность, порядок.

Подготовка стен для живописи, по Витрувию, выполнялась вкратце таким образом. Из хорошей и притом долго выдержанной гашеной извести и овражного или речного песка в пропорции: 1 часть извести на 2 или 3 части песка с прибавкой 1/3 части хорошо истолченных и просеянных битых черепиц составлялся раствор, который наносился на кирпичную или каменную кладку. Первый слой штукатурки составлялся с крупным песком, сверх же него следовали второй и третий с песком более мелким, причем для укрепления штукатурки в тесто растворов примешивались иногда рубленая солома и пенька. Поверх этих трех слоев штукатурки наносились еще 3 слоя из толченого мрамора и извести; всего, таким образом, наносилось 6 слоев.

Античной (лат. антикус — древний) культурой гуманисты эпохи Возрождения называли греко-римскую культуру, ставшую колыбелью европейской цивилизации. Она не возникла внезапно. Это доказали раскопки, проведенные на островах Эгейского моря и на юге Балканского полуострова двумя выдающимися археологами XIX и XX вв. — Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом. Они открыли раннюю античную культуру, центром которой в III-II тыс. до н. э. был остров Крит, а чуть позже греческий город Микены. Этот период античной культуры получил название крито-микенский, время его существования — почти тысяча лет. Критская культура (2000—1400 гг. до н. э.) была открыта на рубеже XIX-XX вв. Ученые давно предполагали, что легенда о лабиринте критского царя Миноса имеет историческую основу.

Остров Крит упоминается в древних египетских текстах, сюжеты многих греческих мифов связаны с этим островом. Критские письмена еще не расшифрованы. Ничего не известно об этнической принадлежности древнего населения Крита, о его государственном устройстве и религиозных верованиях. Сохранились только памятники материальной культуры и искусства.

Критское иероглифическое письмо и линейное письмо А и Б.

В искусстве Крита отсутствует каноничность; в архитектуре, живописи, в росписях керамики господствует асимметричность. Оно поражает непосредственно-радостным восприятием жизни, что стало характерной чертой искусства всего античного мира.

На острове не было обнаружено храмовых построек, только остатки обширных дворцов. В 1899 г. английский археолог Артур Эванс (1851-1941) приступил к раскопкам в городе Кноссе. В результате раскопок был открыт громадный дворец. С востока сооружение было ограничено глубоким оврагом, с юга — рекой, с севера — морем. Он имеет сложную планировку: помещения располагаются вокруг внутреннего двора, иногда на разных уровнях, и соединяются между собой запутанными ходами, лестницами и коридорами, некоторые уходят под землю. Кносский дворец действительно напоминает лабиринт древнегреческого мифа, в котором обитал полубык-получеловек Минотавр. Эванс решил, что

Кносский дворец. План.

Лабрис в орнаменте на потолке древнекритского сооружения.

Кносский дворец и был мифическим лабиринтом, выстроенным из камня и дерева (в основном кедра).

О том, что это был культовый комплекс, свидетельствовали найденные изображения лабриса — двойной ритуальной секиры, служившей своего рода эмблемой критян. Лабрис, как правило, соседствовал с букранием (греч. — череп быка) — символической формой в виде бычьих черепов или же со стилизованными рогами. Названные Эвансом «священными», рога, скорее всего, символизировали царя, супруга царицы, почитавшейся на праздниках как Великая богиня. Через каменные «священные рсга», стоявшие в западной части дворца, открывался вид на гору Юкту.

Колонны дворца, несущие перекрытия, выглядели необычно. Они утолщались не к основанию, а кверху, так что лежащее в основе образа колонны дерево представало как бы «растущим корнями вверх».

Во всех критских дворцах размеры внутренних дворов почти всегда одинаковы: 28 х 52 м. Это указывает на жесткую подчиненность двора некоей ритуальной системе.

При раскопках северо-западного угла здания Эванс наткнулся на дорожку, мощенную камнем. Продвигаясь по ней, он обнаружил Малый дворец; его центральный зал на втором этаже соединялся особым переходом с кухней.

Живопись была главным украшением Кносского дворца. В сохранившихся настенных росписях раскрывается жизнь древних его обитателей, их праздники, состязания с быками. Дворец украшали многочисленные вазы со священными символами, фрески и большие раскрашенные рельефы. На одном из восстановленных изображений представлена сцена таврокатапсии — ритуального боя с быком. Тема укрощения быка как тема победы над смертью была очень популярна

Слоговые знаки древнекритского линейного письма.

Греческая монета с изображением лабиринта.

Изображение лабиринта на каменной табличке.

в крито-микенском искусстве. Об этом свидетельствуют найденные фигурки быков — с человечками возле рогов или же с наброшенной на них сетью, т. е. прирученных. Очень часто встречается изображение женщин, которых исследователи прозвали «парижанками», «дамами в голубом», «придворными дамами», хотя может быть, что это жрицы, заклинательницы змей, или богини. У них осиные талии, пышные открытые платья, затейливые прически, тонкие носы с горбинкой и маленькие рты.

Ритуал на Крите часто включал в себя сцены эпифании (внезапного явления богини). Божество, воплощаемое жрицей, представало перед глазами участников ритуала. Тронный зал Кносского дворца в западной части предназначался для этого действа. С залом соединялись служебные помещения, в одном из которых жрица переодевалась в богиню. Затем она представала перед избранными участниками ритуала, появляясь внезапно из глубокой тьмы, освещенная факелами. Богиня восседала в течение краткого мига на каменном троне с геральдическими росписями: пальмами и грифонами (мифическими существами с туловищем льва, крыльями и головой орла). Изображение эпифании в критском искусстве было весьма распространено.

Особенную роль в учении Конфуция играет культ Неба. Отношения между правителем и народом уподобляются отношениям «между всадником и лошадью». «Всадник» — это император, наделенный великой мудростью, а «лошадь» — народ, не способный к самостоятельным поступкам.

Китайская идеологическая доктрина объявляла идеалом государственной политики поддержание благосостояния человека. Она была направлена также на обогащение государства и преследовала цель не допустить чрезмерного обогащения частных лиц. Это обусловливалось стремлением иметь послушных и притом доверяющих власти подданных. В известном древнем трактате «Гуань-цзы» говорится о том, что народ не должен быть слишком богат или слишком беден, так как слишком богатых нельзя заставить служить, а слишком бедные не имеют стыда.

В VII-XII вв. сложилась полноценная городская культура, способствовавшая появлению новых художественных традиций: театрального искусства в форме уличных представлений, популярных поэтических и прозаических жанров. Городская культура, появление самостоятельных сословий купцов и ремесленников повлекли за собой тенденцию к демократизации местной художественной культуры через вовлечение в творческую активность более широких слоев населения страны. Популяризации нормативной образованности объективно способствовала система государственных экзаменов на чиновничий чин.

Женщины-критянки на изображениях обычно грациозны, их походка легка. Мужчины-критяне (их тела всегда окрашены в ярко-коричневый цвет) стройные, быстрые и подвижные. Они очень хрупки и имеют такие тонкие талии, что кажется, готовы переломиться.


На главную