Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Древнегреческая культура: периоды архаики, классический и эллинизм.

Политическая культура древних греков. Демократизм Солона и Перикла. Свобода как основа политического сознания древних греков. Переплетение мифологии, религии, мировоззрения в духовной культуре древних греков. «Искусство муз». Театр. Архитектура и скульптура греческой классики. Поэзия и великие поэты. Греческий роман. Философия и философы. Эпоха эллинизма: культурно-политическая жизнь Афин. Монументальность и трагичность в искусстве.

Древнегреческая культура является одной из непревзойденных вершин в развитии человеческой цивилизации. Греки внесли в политическую власть демократизм, в их мифологии космос спустился на землю, скульптура стала живой, архитектура наполнилась мягкими, округлыми линиями, возникли театр, роман, поэзия, философия.

В период XI-VIII вв. до н. э. новая цивилизация, которая получила название «гомеровской», складывалась очень медленно и незаметно.

Отчетливые признаки греческой культуры проявляются в VII—VI вв., а в V в. наступает ее расцвет, который назван периодом греческой классики. Последний период — III—I вв. до н. э. — эпоха эллинизма.

Период с VII по VI в. до н. э. получил в науке название греческой архаики (греч. archaikos — древний). В это время на Балканском полуострове возникают античные города-государства (полисы). В них строятся дороги, мосты, водопроводы, складывается общегреческий рынок, чеканится монета. На основе финикийской создается греческая письменность, развиваются медицина, астрономия, история, география, математика.

В отличие от Востока, в городах-государствах Греции (кроме Спарты) складывается республиканский строй правления. Не единоличный властелин — наместник Бога на земле, а коллектив свободных граждан начинает управлять жизнью полиса. Свободные греки пользовались избирательным правом, избирались на государственные должности, общественная пассивность строго осуждалась. Таким образом они создали идеал свободного, политически активного, гармонически развитого духом и телом человека.

Фламандский метод масляной живописи, разработанный впервые Я. Ван-Эйком, имеет характерные приемы, носящие на себе явный отпечаток приемов темперы, на смену которой он явился.

Острова — мосты между Азией и Европой,

Отцом греческой демократии был Солон (VI в. до н. э.). Он хотел, чтобы в Афинах законы государства предоставляли большую свободу отдельным личностям.

В государственное устройство он внес демократический принцип, призвал народ участвовать в народных собраниях, на которых утверждались законы, избирались судьи, обсуждались политические дела, представленные Советом Четырехсот. Каждый гражданин от 20 до 50 лет имел право голоса.

Будучи сам аристократического рода (потомок царя Кодра), отказавшись от роли тирана, он стал самым прогрессивным законодателем афинского государства. Солон начал с уничтожения законов, по которым за долги свободные граждане были обречены на рабство, отменил законы Драконта, за исключением относящихся к убийцам, создал новую конституцию, по которой четыре политических учреждения руководили управлением страны: архонты, Совет Четырехсот, Народное собрание и Ареопаг.

Если Солон начинал демократию в Греции, то эпоха, которая относится к жизни и деятельности Перикла, была завершением демократического развития Афин. В область управления, законодательства и судопроизводства он внес прогрессивные для народа моменты. «Перикл способствовал отмене закона, по которому для занятия государственных должностей требовался известный имущественный ценз».* После этого все должности в государстве сделались одинаково доступными всем гражданам без различия состояния. Афины обязаны Периклу организацией оплачиваемых судов присяжных, или гелией. Перикл посвятил все силы своего дарования и характера служению демократической партии. Его авторитет позволил ему сделаться единым руководителем афинского народа, как бы его первым министром. Реформы в годы его управления были ознаменованы рядом блестящих успехов. Истинное величие эпохи Перикла заключается не только в политических реформах, но и в зданиях, воздвигнутых в Афинах на Акрополе. Новый театр был выстроен для музыкальных и поэтических состязаний во время Панафинейских празднеств. Затем был воздвигнут великолепный храм Афины-Девы, знаменитый Парфенон, со множеством изумительных скульптурных и рельефных украшений. Был создан драгоценный портал Пропилеи, предназначавшийся для прохождения торжественных процессий в дни великих празднеств. Кроме постройки новых храмов, Перикл заботился о восстановлении старых. Это сожженный Ксерксом храм Афины Полиас — градохранительницы.

Образец древнегреческого письма — бустрофедон (одна строка пишется слева направо следующая—справа налево

и т. п.).

Афинская школа. Рисунок на вазе.

Гречанка.С рисунка на вазе.

Есть версия, утверждающая, что прогрессивного политика из Перикла сделала Аспасия. Но она была не только его вдохновительницей, но и дивной музой этого века. «Эта Гера Перикла-Олимпийца царствовала в демократических Афинах, управляя судьбами города, будучи в нем иностранкой».* Она вместе с высшими достоинствами женщины соединяла все качества мужчины. Она была поэтом, философом, оратором, государственным человеком. Ее ум, здравый смысл, остроумие, красноречие, умение слушать и вести споры невольно заставляли присутствующих с благоговением внимать речам необыкновенной красавицы. Биография Аспазии начинается с ее связи с Периклом и кончается его смертью. Эта удивительная женщина не имеет своей истории, но ее, благодаря сократистам, окружает легенда, создавшая из милетской гетеры идеальную личность, которая живет в воспоминаниях.

Историки считают, что чувство самосознания греков способствовало тому, что их немногочисленные в сравнении с персидской армией отряды одержали победу над могущественной персидской державой, перед которой не устояли ни Египет, ни Вавилон. Греческие воины, ощущая себя свободными гражданами, а не рабами, людьми, отстаивавшими свои идеалы, свою культуру, свою национальную самобытность, победили персов.

Греческая мифология, составляющая основу искусства, отличается от месопотамской и египетской. Она знаменует собой конец понимания природы как грозной силы, олицетворяющей космос. Осваивая земную природу, греки считались с ней. Боги греческой мифологии подобны людям, каждый из них наделен своим характером, своей индивидуальностью, они не вызывают не только страх, напротив, совершенные и прекрасные, они являются для греков тем идеалом, к которому нужно стремиться, их уважали.

В греческой мифологии легендарный сын Зевса Амфион укрощает зверей своим пением, а игрой на лире заставляет камни складываться в городские стены. Орфей своим искусством покоряет даже силы ада, заставляя отпустить к нему Эвридику.

Живопись Греции почти не сохранилась. До наших дней дошла только живопись, украшающая керамику. Греческие сосуды разнообразны по форме и функциям: амфоры, кратеры, гидрии, лекифы, пелики, килики. Первоначально вазопись была чернофигурной, затем она сменилась более совершенной краснофигурной. Основой рисунка служил силуэт. Кроме мотивов растительного и животного мира, в греческой керамике появляется много сцен сражений, пиров, охоты, мифологических сюжетов.

Философ-софист Протагор считал человека мерой всех вещей, центром общественной жизни и венцом природы. Оказалось, что изворотливая мысль часто сильнее оружия, особенно если владеешь искусством спора — эристикой. Эристике учили за большие деньги софисты.


На главную