Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Греческая мифология, составляющая основу искусства, отличается от месопотамской и египетской. Она знаменует собой конец понимания природы как грозной силы, олицетворяющей космос. Осваивая земную природу, греки считались с ней. Боги греческой мифологии подобны людям, каждый из них наделен своим характером, своей индивидуальностью, они не вызывают не только страх, напротив, совершенные и прекрасные, они являются для греков тем идеалом, к которому нужно стремиться, их уважали.

Героями мифов древних греков были боги, возглавляемые Зевсом, восседающим на Олимпе. Гера — покровительница брака — являлась его женой. Каждый бог был наделен своей функцией. Они помогали или мешали людям в их жизненной деятельности. Афина, дочь Зевса, воительница, была покровительницей мудрости и ремесел. Посейдон, брат Зевса — бог морей. Арес — бог войны. Деметра — богиня земли и плодородия, всего, что может произрастать на земле. Гея — богиня земли. Афродита считалась богиней любви свободной, плотской. Аполлон — бог солнечного света, покровитель искусств, наук. Артемида, сестра Аполлона, — богиня охоты. Гефест — бог кузнечного ремесла. Гермес — покровитель торговли и путников. Дионис — покровитель растительности, виноградарства и виноделия.

Греческий гоплит (пеший воин).

Мильтиад, афинский стратег, командовавший греческим войском в битве при Марафоне.

V в. до н. э.

Зевс. Бог- громовержец верховный бог на Олимпе.

Гера, богиня-покровительница семьи и домашнего очага

.

Афина-Паллада, богиня-покровительница Афин. Со скульптуры Фидия. V в. до н. э.

Все названные — боги высшего ранга, но в Греции существовали полубоги низшего ранга, среди которых выделялись герои. Герои имели полубожественный статус, но были смертны. Например, Геракл — сын Зевса и земной женщины Алкмены.

Геродот, названный Цицероном «отцом истории», писал и анализировал ее. Великие греческие поэты Гомер и Гесиод установили родословную богов, описали их образы, определили их функции и сложили древнегреческую религию. В ней большое значение имеют представления о загробном мире. Властелином царства мертвых является Аид. У ног Аида находится пес Цербер. Река Стикс девять раз опоясывает царство мертвых, протекает среди трясин и болот. У нее есть два притока: Кокет (река скорби и болезни) и Лета (река забвения). Когда человек умирает, к нему подлетает бог Танатос, отрезает прядь волос и забирает душу. Самая мрачная часть Аида — Тартар — это пропасть, где томятся души особо провинившихся людей.

Определенные намеки на идею загробного воздаяния все же были. Человека нельзя было оставить без погребения, иначе его душе не найти дорогу в Аид, но это всего лишь ритуал, а не проявление нравственности.

Представлений о греховности человека перед богом у грека не было, а следовательно, и огромной пропасти между ними не существовало. Была этическая система, право, законы на основе человеческой мудрости, а не на основе деяний богов.

«Человек есть мера всех вещей», — таков главный принцип мировоззрения древнегреческого философа Протагора. Эта идея стала основополагающей для всей культуры Греции. Этот народ был влюблен в гармонию природы, он стремился во всем увидеть соразмерность. «Золотое сечение» было непреложным знанием для скульптора, художника, архитектора, музыканта.

Основные понятия, которыми мы привычно пользуемся, говоря о музыке, возникли в Древней Греции: гармония и мелодия, ритм и метр, хор и оркестр, рапсодия и симфония. Музыка по-гречески — «искусство муз». У греков была муза лирики и муза танцев, муза комедии и муза трагедии, муза истории и даже астрономии. Все они во главе со своим предводителем Аполлоном занимались музыкой. Музыка в классической Греции проникала всюду, объединяя все искусства и все науки, риторику и политику, богов и людей, небо и землю в единое гармоническое целое — космос.

Музыка вместе с танцами, ритмом и пением приближает к богам, считали греки. Через танец музыка соединялась с пластикой и живописью, через слово — с поэзией и красноречием. В основе античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, то есть музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу, таким образом устанавливается единство между миром и человеком. Исходя из того, что в музыке воплощены ритмы и законы Вселенной, греки искали в ней ключ к познанию мира и познанию себя.

Древнегреческий орнамент — меандр

Греки не сводили всю музыку к той, которую создавали их музыканты. Музыка начиналась для них с той великой музыки природы, отражением и фрагментом которой были музыкальные творения человека. Музыка природы не противопоставлялась музыке человека. Основным звуковым фоном античности был шум моря. Тишина спокойного моря, гул и гром волн, обрушивавшихся на берег и на застигнутые бурей корабли, были для греков не только музыкой природы, но и звуковым образом бесчисленных человеческих дел. Музыка природы наполнялась человеческим смыслом. С Паном — богом дикой природы — связывалась музыка лесов и полей. Миф о музыкальном состязании Пана и Аполлона, свирели и лиры, греки осмысливали как состязание музыки природы и музыки человека.


На главную