Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

В греческой мифологии легендарный сын Зевса Амфион укрощает зверей своим пением, а игрой на лире заставляет камни складываться в городские стены. Орфей своим искусством покоряет даже силы ада, заставляя отпустить к нему Эвридику.

Хороводы, по убеждению греков, ведут звезды и планеты, исторические эпохи и человеческие поколения. Для каждого возраста предназначались свои хороводы. С печальными песнями хороводы сопровождали похороны. Они посвящались богу Аполлону, а также всем другим богам, кроме Диониса. Связанная с его именем музыка казалась грекам слишком буйной, неуравновешенной, неорганизованной. Но музыка Диониса дополняла жизнь греков.

Соединение противоположностей — грубоватой народной музыки Диониса и аристократической, «ученой» музыки Аполлона — породило греческую драму и греческий театр. Народные песни дали начало основным жанрам драмы и театра, а народный сельский инструмент авлос зазвучал в театре и на празднествах.

Хоровое пение было для греков основой всей общественной и культурной жизни. Высокая античная трагедия невозможна без напоминания о бесконечности мира, в котором все происходит. Уже здесь отчетливо проявляются глубинные связи музыки и трагедии.

Театр Греции — древнейший на территории Европы, он достиг своего расцвета в V в. до н. э. Древнегреческая драма и театр возникли из сельских праздников в честь бога Диониса. На празднествах пелись дифирамбы. Самого Диониса сопровождала свита, первая часть которой распевала торжественные и печальные оды, из которых родилась трагедия; другая часть пела веселые и часто непристойные песни, из которых родилась комедия. В последующие времена греческий театр заимствовал свои сюжеты из мифологии, через ее форму драматурги Греции отражали современную ему общественную жизнь, высказывали свои политические, философские и эстетические воззрения. Театр в Греции был государственным учреждением, организацию театральных представлений брало на себя государство.

Парфенон.Архитекторы Иктин и Калликрат, V в. до н. э.Фронтоны Парфенона.

Актеры пользовались в Греции большим уважением и занимали высокое общественное положение. Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Актеры должны были обладать звучным и выразительным голосом, вокальным мастерством. Так как они играли в масках и мимика была исключена, то они доводили до совершенства пластику тела, жесты.

Во время театральных представлений все дела города приостанавливались: суды закрывались, должники освобождались от уплаты долгов в эти три дня, заключенные под честное слово выпускались из тюрьмы. Спектакли смотрели не только свободные граждане и их семьи, но и домашние рабы. Неимущим гражданам из казны выдавались зрелищные деньги, за вход в театр взималась очень небольшая плата.

Центром общественной жизни города был также храм, который сооружался на возвышении или на центральной площади. В храме хранились казна, художественные сокровища, библиотека, около него проводились собрания и праздники. Поэтому в архитектуре преобладало храмовое строительство. Греческие храмы и скульптура обычно подкрашивались. Это придавало храмам праздничный, нарядный вид.

Архитектура греческой классики (V в. до н. э.) предстает в гармонии со средой, в соразмерности с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой. Ярким примером архитектуры высокой классики является ансамбль афинского Акрополя. Центральным сооружением Акрополя был храм Парфенон, в котором находилась 13-метровая статуя Афины-Парфенос. Чувство пропорций, соразмерность всех частей, точность расчета делают Парфенон безупречным произведением греческой архитектуры. На площади перед Парфеноном находилась еще одна грандиозная статуя Афины-Промахос (Воительницы), олицетворявшей военное могущество и славу своего города. Древнегреческий историк Плутарх говорил, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Древнегреческая скульптура проделала стремительный путь развития.

Всадники. Горельеф фриза Парфенона.

Афинянки. Горельеф фриза Парфенова.

Храм Аполлона в Милете. План.

Вход на стадион Олимпии.

Апоксиомен

Для греков человек был олицетворением всего сущего, поэтому он был почти единственной темой искусства. Овладев передачей движения и свободно стоящей фигуры в пространстве, скульпторы высокой классики создают идеальный образ гармонически развитого человека в его величавой завершенности. Единственное, чего не знала греческая скульптура, это анализа характеров. Лица греческих статуй периода высокой классики малоиндивидуализированы, они сведены к общему типу идеальной красоты: правильный овал, прямая линия носа, продолжающая линию лба, продолговатый разрез глаз, небольшой рот, полные выпуклые губы, крупный и круглый подбородок, волнистые волосы, мягко и плотно облегающие голову.

Греки считали, что природа прекрасна и в ней нужно искать истинную красоту. Боги и люди прекрасны и нравственны одновременно: красивый человек не может быть безнравственным, поскольку он создан богом красивым не случайно. Задача скульптора состояла в том, чтобы отразить эту красоту, вдохнуть божественную силу жизни, заставить ожить мертвый камень. Жизнь, динамичность, радость, движение видел художник в природной красоте. Греческий скульптор удивлялся живой красоте тела человека так же, как трогательной красоте юного лепестка или молодого побега. Создатели великого искусства, вдохновляясь живой красотой и наполняясь богатством духа, наделяли им свои творения. Глыба мрамора превращалась в ласковые обводы человеческого тела, а в каждый кусочек каменного тела вдыхалась человеческая жизнь.Скульптор своему творению отдавал свою физическую жизнь, свое вдохновение, вдыхал в него свой дух, был духовным донором статуи.

Греки воспринимали целостного человека, и облик его должен был выражать органичное единство, гармонию, полноту бытия. Лицо не выделялось, отдельная часть ничего не значила без целого. Античный мир безмерно любил симметрию, старался увидеть ее во всем внешнем мире. В целом греки считали, что видимый мир есть единственно подлинная действительность. Облик человека для них был явлением природной красоты, и красоту человеческого тела составляла симметрия его членов. Но выражающие природное совершенство тела древнегреческих статуй говорят больше, чем их лица. Для нас это удивительно, но на лицах нет выражения. Более того, женские лица, в нашем восприятии, несколько грубоваты, а мужские лица женоподобны.

Однако греки показали главное — то, как много можно сказать через человеческий облик в целом. Тело может выражать соразмерность форм, радость бытия, торжество гармонии, трепет, ликование, блаженство, восторг, удовлетворенность, напряженность, силу и слабость. Через тело скульпторы показывали свое отношение к человеку, оценку его как нраствеенного или безнравственного. В греческой культуре эстетическая оценка доминировала над этической, т. е. в Греции внешняя красота считалась благом. Например, изображая Силена-Марсия, который, по известной легенде, вызвав на состязание в игре на флейте бога Аполлона, посмел победить его, скульптор мог бы представить наказанного богом победителя в образе молодого юноши, чтобы вызвать сострадание и сожаление о его преждевременной смерти. Но в привязанном на столбе, с содранной кожей, мы видим умирающего старца. Согласно морали: не спорь с богами, в Греции соблюдались нравы почитания традиционных богов. Безнравственный человек изображался в образе безобразного старческого тела. И наоборот, прекрасное, непорочное тело, с точки зрения древних греков, не могло быть у безнравственного человека. Так что тело для греков было и формой выражения нравственной оценки человека. Однако единственное, что оно не могло показать, это жизнь души. Она невидима. Душа находит свое выражение только на лице и только в нем может быть отражена мастером.

Дорический ордер.

Коринфский ордер.Капитель.

Эрехтейон. Кариатида. V в. до н. э.

Тренировка молодых атлетов. Рисунок на вазе.


На главную