Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Этруски и становление древнеримской культуры

Этруски: религия, архитектура и скульптура. Римская религия, ее особенности. Мировоззрение римлян, своеобразие римской философии. Искусство. Политические и правовые системы Рима, уникальность республиканского управления в Риме. Период империи. Искусство Рима: скульптурный портрет, монументальная архитектура, театр, массовые зрелища и праздники. Музыка, поэзия, роман.

История Древнего Рима волнует наше воображение обилием драматических событий, ярких выдающихся личностей. Она охватывает период с VII в. до н. э. по V в. н. э. Римское искусство многое взяло и переработало у Древней Греции и у древнеиталийской культуры этрусков. Настоящей сердцевиной Италийской земли была средняя часть этого пространства, там, где лежат Этрурия, Кампания и Лаций. Эти области смотрят на запад, в то время как в Греции Аттика и Македония — те области, в которых происходили основные события истории Греции, — обращены к востоку.

В те времена, о которых можно судить уже с достаточными основаниями, на Апеннинском полуострове обитали племена янигское, этрусское и италийское, последнее делилось на две ветви: к одной принадлежали латины, к другой — умбры, марсы, вольски, самниты. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков.

Происхождение и язык этрусков не выяснены. Уже в VIII в. до н. э. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Религия этрусков носила мифологический характер, но в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, мрачные, злобные божества подчинялись высшим силам. Сведений о религии этрусков сохранилось очень мало.

Архитектура этрусков похожа на греческую, но они использовали камень только для фундамента, каркас делали из дерева, а стены из кирпича-сырца. Храмы расписывались и украшались скульптурой из терракоты.

Интересны скульптурные портреты, связанные с заупокойным культом. Бюсты

Могильный курган этрусской знати. I тыс. до н. э.

Сцена переезда души покойного в подземный мир.

Римская монета с изображением Меркурия, бога-покровителя торговли

умершего устанавливались на крышках погребальных урн или саркофагов. При всей условности, скульптурные портреты передают индивидуальные черты умерших.

В IV в. до н. э. территория этрусков была завоевана Римом, но традиции искусства этрусков оказали незначительное влияние на римское, большее значение для Рима приобрела греческая культура.

Религия Рима схожа с греческой. Однако все боги, руководимые Юпитером, отличались своими именами. Главными богами также считались Янус, Юнона и Минерва. С римской религией в ее древнейшем виде мы знакомимся по списку праздников, который составлен был еще в то время, когда ни одно греческое божество не получило место среди римских. Первое место занимают праздники Юпитера и Марса, затем идут праздники земледельческие и винодельческие, за ними — пастушеские: приносились жертвы кормилице-земле, богине плодородия Церере, богине размножения стад, божеству изобилия Юпитеру как покровителю виноделия, покровителю стад, совершались праздники в честь морских богов, в честь Тибра, в честь бога огня Вулкана, наконец, справлялся ряд домашних праздников: богини дома Весты, Пенатов, умерших и т. д.

В то время как греки представляли себе всякое божество личностью, наделяли его яркой индивидуальностью и каждого бога окружали циклом поэтических мифов, римляне старались выяснить значения явлений и закрепить за каждым из них своего бога, они стремились узнать, как именно обращаться к этому богу, чтобы добиться его расположения к себе. Римская религия отличается задумчивостью и искренностью, но не отличается возвышенностью, в ней мало идеального; римлянам совершенно чуждо обожествление героев. Идея, что земные преступления — это проступки перед божеством и прощение возможно только после наказания, была распространена и у римлян, но человеческих жертвоприношений у них не было. Подобие жертвоприношений можно проследить только на примерах казни или на войне, когда какой-нибудь великодушный человек, думая привлечь милость богов, бросался на верную смерть. Религия была основана главным образом на привязанности к земным благам. Римлянин искал у своих богов помощи в своей действительной трудовой жизни, он как бы вступал в договор с божеством и ждал его благосклонности после выполнения обещаний и обязательств.

У римлян издревле существовали жрецы и их коллегии для служения Марсу и Юпитеру, были авгуры, понтифики, фециалы. Они представляли коллегии сведущих людей, специально занятых общими богослужебными порядками, изучением способов, как лучше всего общаться с богами, понимать их волю и знамения. Эти люди истолковывали явления, наблюдавшиеся при жертвоприношении, были своего рода прорицателями. Авгуры занимались гаданиями, понтифики были хранителями точных зданий — мер, весов, счисления времени, фециалы хранили международные законы и договоры.

Гробница Цецилии Метеллы, богатой аристократки.

Жрецы не имели права вмешиваться в государственные дела, а выступали как советники. Боги не нуждались в художественных изображениях. Отсутствие всякого творчества в религиозной сфере послужило причиной того, что фантазия римлян развивалась плохо, поэзия и философия не сумели подняться над уровнем посредственности, но зато она была доступна всем, удовлетворяла духовные потребности простых людей. Насколько греки остаются недосягаемым образцом всестороннего развития человеческого духа, настолько римляне велики строго самобытным развитием своего духовного уклада. Римская религия не препятствовала усвоению чужих богов.

Со временем римская религия вобрала в себя и отрицательные моменты других верований. С востока распространился культ Кибелы, матери богов, и в самые трудные годы Пунической войны огромные суммы были употреблены на то, чтобы приобрести у одного из азиатских городов и доставить в Рим черный камень, который почитался за саму Кибелу.

Исполнительная власть в Риме осуществляется магистратами. Сами магистраты должны были тратить собственные средства (еще до избрания) на угощения, подарки согражданам. Выполнение некоторых обязанностей магистрата также требовало расходов. Поэтому ими могли стать лишь богатые люди, хотя формально каждый римский гражданин мог претендовать на ту или иную должность.

Часто сооружались в Римской империи термы (общественные бани). На самом деле это были места, служившие центром отдыха и развлечения. Самыми большими были термы Каракаллы, занимавшие площадь в 11 га.


На главную