Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Со временем римская религия вобрала в себя и отрицательные моменты других верований. С востока распространился культ Кибелы, матери богов, и в самые трудные годы Пунической войны огромные суммы были употреблены на то, чтобы приобрести у одного из азиатских городов и доставить в Рим черный камень, который почитался за саму Кибелу. Затем явился в Рим культ Вакха и скоро соединился здесь с безобразнейшими оргиями, так что в течение длинного ряда лет правительство вело с культом упорную и даже жестокую борьбу, прежде чем удалось положить конец его распространению. И в столице, и во всей Италии бродило множество странствующих жрецов, гадателей, прорицателей, влияние которых пагубно сказывалось и в области верований, и в области нравственности.

Авторитетом для Рима в эпоху его расцвета была греческая культура. В Италию шел непрерывный поток греческих философов, риторов, поэтов, учителей. Они занимали в Риме уже довольно видное положение. Эллинское образование стало неизбежной и важнейшей частью высшего образования в Риме.

В последние годы республики государственная религия сохранялась как политически удобное учреждение, но души она уже не волновала. Наряду со стоицизмом, долго господствовавшим в римском обществе, в Риме распространилась система Эпикура, вполне подходящая для людей, склонных искать забвения тревог жизни в бесцельной апатии или в поверхностной иронии. В годы наибольшего безразличия к своим богам в Риме начал распространяться неопифагоризм, религиозное построение, соединявшее в себе разрозненные элементы самых различных философских систем и смешивающее первые проблески естественнонаучных сведений с мистическими знаниями. Государство, представлявшее республику в это время, уступало место монархии

Древнеримский гений (покровитель) местности в виде змеи

План римского дома с садом (Дом Пансы в Помпеях). I в

Цезарь, великий политический деятель, полководец, кумир народа, застал римский мир уже одряхлевшим, и возродить его не мог даже этот гениальный человек.

Образцовым для Рима было и греческое искусство. Греческий язык получил распространение в высшем обществе, греческие статуи заполнили общественные здания. Однако в римском искусстве не было той большой идеи, которая вдохновляла греческое искусство. Художники в Риме были низведены до положения слуг, ремесленников и даже рабов. Поэтому римское искусство почти анонимно, авторы произведений архитектуры, скульптуры, живописи не известны.

.

Римские светильники.

 Римская архитектура носит более утилитарный, практичный характер. Римляне строили дороги и акведуки, термы (бани) и ипподромы. В культовом зодчестве использовались периптер и ротонда.

На центральной площади Рима — форуме — размещались основные общественные здания — сенат, суд, архив, тюрьма, трибуна. На форуме ставились прижизненные и посмертные статуи прославленных горожан Рима.

Главным величайшим достижением Рима была политическая и правовая культуры: Римская республика и римское право стали примером для всех последующих поколений. Римляне создали великое государство — и весь строй их жизни, все их склонности вели к тому, что все преклонялось перед государством. Государством поощрялась мудрость управления, которую будущие сенаторы усваивали еще в детстве, когда согласно обычаю сопровождали своих отцов в сенат и слушали в нем их рассуждения.

В Риме вошло в систему образования и стало чрезвычайно активно развиваться ораторское искусство. Каждый гражданин, стремившийся стать политическим деятелем и государственным мужем, должен был в совершенстве овладеть всеми приемами риторики. Красноречие помогало стать известным, завоевать любовь народа и получить возможность быть избранным этим народом на высокую государственную должность в комициях (народных собраниях).

С установлением республиканского строя высшая исполнительная власть оказалась в руках ежегодно избиравшихся консулов. Они избирались на центральных собраниях из числа патрициев. В период исполнения своих обязанностей консулы были свободны от всякой судебной ответственности, были правителями и судьями в римском государстве в дни мира и главнокомандующими римской армии на войне, им принадлежала военная и гражданская власти, они набирали войска, назначали часть военных трибунов. Обладая гражданской властью, они могли созывать сенат, народное собрание, исполняли их решения, руководили выборами должностных лиц.

Римлянин в тоге (оратор).

Римская мозаика. Битва Александра Македонского с персами.

Римский всадник в боевом уборе.

Власть консулов была коллегиальной. Вопрос о предоставлении единоличной власти одному из консулов, например вопрос о командовании войсками, решался по жребию, по взаимному согласию между консулами или по решению сената. Ограниченность власти консулов заключалась в том, что один из них мог наложить вето на решения другого. По истечении года консул становился частным лицом, гражданином. Если он за время своего правления допустил злоупотребления, его можно было потом привлечь к ответственности. Любое распоряжение консула, если с ним не были согласны, можно было обжаловать в народном собрании. Такими мерами римляне ограничивали власть консулов и мешали им превращаться в единоличных правителей.

Наряду с консулами в Римской республике верховным носителем власти было народное собрание (комиции). Это был коллектив всех полноправных римских граждан, к которым относились только те, у которых отец или мать имели гражданские права.

Все граждане Рима формально могли участвовать в народном собрании, быть избранными на государственные должности, иметь собственность, служить в войсках Рима.

За плебеями было признано право на самостоятельную организацию и избрание из своей среды ежегодно нескольких должностных лиц — народных трибунов. Таким образом, был учрежден трибунат.


На главную