Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

Исполнительная власть в Риме осуществляется магистратами. Сами магистраты должны были тратить собственные средства (еще до избрания) на угощения, подарки согражданам. Выполнение некоторых обязанностей магистрата также требовало расходов. Поэтому ими могли стать лишь богатые люди, хотя формально каждый римский гражданин мог претендовать на ту или иную должность.

Римские магистраты могли действовать в основном только коллегиально и принимать решения единогласно. В случае несогласия магистрата с решениями своего коллеги магистрату предоставлялось право запрета (вето), после чего решения считались незаконными.

Иногда фактически коллегиальность магистратур устранялась путем чередования обязанностей магистратов (например, один месяц магистрат действовал в военной области, другой месяц — в гражданской).

Римская боевая колесница.

Римский военачальник

Личность магистрата была неприкосновенной. До тех пор пока не истечет срок его полномочий, он не мог быть привлечен к ответственности. Только народ имел право предложить ему сложить свои полномочия. Магистратуры разделялись на экстраординарные и на ординарные (постоянные). Экстраординарные магистраты (диктатор, триумвиры) избирались или назначались в особых случаях, когда государству угрожала какая-либо опасность (вторжение врага, гражданская война). Только сенат мог вынести решение о назначении диктатора. Иногда центуриатные комиции имели право непосредственно назначать диктатора. Высшими ординарными магистратурами были два консула, преторы, цензоры, народные трибуны, низшими — эдилы, квесторы.

Преторы ведали судопроизводством, управляли провинциями. Наместники провинций — префекты — заменяли консула в случае его отсутствия и командовали по поручению сената легионами.

Римская трирема (военное судно с тремя рядами весел).

Два цензора (обычно из бывших консулов) избирались центуриатными комициями на 18 месяцев один раз в 5 лет. Они производили каждые пять лет ценз: переписывали всех граждан, путем личного опроса определяли имущественное положение каждого гражданина, вносили его в соответствующий имущественный разряд и зачисляли в трибу. Цензоры сдавали с торгов на пять лет право сбора дохода с государственных имуществ и право сбора таможенных пошлин. Они отвечали за строительство общественных зданий и дорог. Им вменялось в обязанность следить за чистотой нравов римских граждан. В руках квесторов была казна. Они распоряжались финансами.

Спорные сферы влияния Карфагена и Рима.

Эдилы, считавшиеся низшими магистратами, наблюдали за порядком в городе, руководили городской стражей, следили за благоустройством, отвечали за бесперебойное снабжение продовольствием, организовывали народные зрелища и празднества.

Высшим государственным законодательным органом Римской республики был сенат, состоявший к I в. до н. э. из 300 человек, принадлежавших преимущественно к нобилитету. Сенаторы назначались цензорами из числа бывших магистратов в строгом соответствии с их рангом: вначале диктаторы, затем консулы, за ними преторы и так далее. Сенат мог быть созван только высшими магистратами. Они же председательствовали на его заседаниях. Права сената были очень велики: он утверждал постановления комиций, избранных ими должностных лиц, руководил внешней политикой, финансами, государственным имуществом, наблюдал за культом. Сенат ведал военной жизнью республики: определял сроки набора воинов, контингент войска, полномочия военачальников, с целью контроля направлял своих послов магистрату, ведущему войну.

Пожалуй, самым выдающимся философом доклассического периода можно назвать Тита Лукреция Кара (предположительно 95-51 гг. до н. э.), создавшего учение о первичных элементах всего существующего, именно об атоме и пустоте, и вытекающее отсюда учение о беспредельности материи и пространства, о бесконечности миров и, следовательно, о безграничности Вселенной. Лукреций рассуждает о том, что движение в мире постепенно замедляется и что приближается «вечная смерть» мира. Объясняя атомистическое происхождение мира, Лукреций говорит о развитии человеческого общества от первобытной эпохи до своего времени. Он стремится научно объяснить происхождение мира, людей, а свои мысли изложил в поэме «О природе вещей».

Римская матрона в парадном одеянии.

Знатная римлянка (Туснельда).

Римская обувь.

Большим влиянием в римском обществе пользовался Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.), современник и идейный противник Цезаря. Великий римский оратор, блестящий писатель, политический деятель и философ в своем трактате «О природе богов» говорил, что обучался у известнейших учителей-греков.

Одно из величайших достижений римского искусства — римский скульптурный портрет. В отличие от греческой скульптуры, ставившей своей задачей создание идеального образа гражданина греческого полиса, римский портрет передает неповторимую индивидуальность модели.

Скульптурный портрет периода Римской империи — это вся его жестокая история: произвол правителей, праздность знати, разочарование, скепсис, трагизм. Портрет передает характер, тонкую градацию человеческих чувств, их трезвую реалистическую оценку. Первые портреты отличаются натуралистическими подробностями, мелочностью в моделировании формы, но с течением времени натуралистичность сменяется художественным обобщением. В 1 в. до н. э. Римская республика превращается в империю. Каждый император старался ознаменовать свое правление новыми сооружениями. Так, при императоре Веспасиане и его сыне Тите был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев — Колизей, в честь того или иного императора сооружались триумфальные арки — например, арка императора Тита, сохранившаяся до нашего времени, а также колонна Траяна, воздвигнутая в Риме в честь его побед на Дунае.

При императоре Адриане (II в. н. э.) был возведен и другой знаменитый памятник римской архитектуры — Пантеон («Храм всех богов»), построенный из камня, кирпича и бетона.


На главную