Первобытное общество Культура ранних цивилизаций Искусство Шумера Культура Древнего Египта Культура Мезоамерики Древнееврейская культура Тантры Культура Античного мира Древнегреческая культура

Курс лекций по истории искусства

В первобытной культуре можно говорить об искусстве добывания огня, об искусстве приготовления пищи, об оформлении домашнего очага, гончарном деле и ткацком искусстве. Оружейное искусство включает создание копья, палицы, пики, метательного оружия, лука. Эпоха каменного века заканчивается с началом обработки металлов, получивших широкое применение с середины IV тыс. до н. э. Начало эпохи бронзы — время возникновения первых цивилизаций и государственных образований по долинам крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Ганга и Инда, Хуанхэ и Янцзы.

Человек стремился понять красоту, гармонию окружающего его мира и благоустроить неприютный, а подчас и враждебный ему мир: он строил крепости, рыл каналы, возводил плотины, создавал гигантские статуи и многометровые барельефы. Он стремился украсить дом, посуду, орудия труда, одежду и себя. Музыка тоже украшала жизнь первобытного человека и помогала ему в охоте, религии и обыденной жизни.

Как и все другие искусства, музыка изначально вплетена и в отражение мира человеком, и в его психику, формируемую всей совокупностью отношений человека к природе. Она представляет явления, которые подчинены ритму. Весь мир для первобытного человека особенно ощутимо наполнен звуками. Соединение звуков и подчинение их ритму порождает музыкальную гармонию или дисгармонию. Есть музыка дождя, ветра, солнечная музыка, музыка моря, музыка леса. Она создает настроение человека, влияет на состояние его души, может вызвать радость и слезы восторга или страх и отчаяние. Это происходит как раз потому, что душа как явление природы подчинена ритму. Музыка оказывается духовной, если психика человека чувствует хороший настрой. Именно гармония звука создает его, и напротив, дисгармония способствует расстраиванию.

   

Музыка была неотъемлемой и крайне важной частью всех видов деятельности первобытного человека. Несомненно, на возникновение музыки повлияла охота, в основном опыт наблюдения за животными, их движениями и привычками. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал не только ритмы его поведения, не менее важной была с самого начала задача подражания звукам, издаваемым животными. Другие силы природы тоже были живыми для первобытного человека. Их следовало укротить и умилостивить.

С первобытных времен люди обращались к вещам, надеясь договориться с богами. Своя музыка есть у всех предметов, у каждого времени дня, каждого состояния человека. Когда первобытный человек пытался понять вещи, растения, животных, силы природы, то прислушивался к их голосам и разгадывал их таинственные знаки. Здесь, в музыке, — корни первобытной магии имени и слова, вообще звука. Музыкальные инструменты начинаются с погремушки и барабана, затем появляются и другие: флейта, свирель, струнные инструменты.

Существовала музыка, сопровождающая праздники и собрания, обряды, состязания и детские игры, ухаживание и убаюкивание детей. Вся музыка привязывалась к определенным делам и действиям, носила прикладной характер, не теряя при этом своей главной задачи — формирования единого мироотношения.

В первобытной культуре была стройная система мироздания. Религия не выделялась в особую форму духовной культуры человека. Она была его жизнью и неразрывно связана с другими формами сознания и, прежде всего с мифами (от греч. «сказание») — коллективной памятью человечества, в которой дается эмоционально-образная картина мира. Мифы бережно передавались устно из поколения в поколение, и благодаря им можно восстановить мировоззрение древних людей. Силы природы представляли в мифах многочисленные боги. Каждый бог имел свое имя, функцию, характер, для каждого был разработан ритуал, создан текст молитв.

Смутные воспоминания о животных — первопредках прежних верований — сказались в религии эпохи бронзы в том, что боги имеют зооморфный или антропозооморфный облик. Первобытной культуре характерен политеизм. Люди были каждодневно связаны с магией, обрядами, праздниками, молитвами и заклинаниями. Религия была призвана оградить человека от нежелательного воздействия таинственных сил природы, она была прочной основой бытия, поэтому бережно сохранялась и передавалась, оставаясь в целом неизменной на протяжении тысячелетий, и дошла до наших дней в виде обрядов и поверий, традиций.

Стройная система мироздания, представленная в древних религиях, воплощается в образе Мирового дерева, выступавшего символом единства мира — неба земли, иногда неба, земли и хтонического (подземного) мира. Два или три уровня мира управлялись верховными божествами неба, земли и подземного мира. Мировое дерево являлось воплощением Великой богини, образ которой появился уже в палеолите, но окончательно сложился в эпоху неолита. Очень часто на древних рисунках на вершине Мирового дерева изображался знак неба или солнца — круг или крест. Вероятно, отсюда ведет свое начало обычай зажигать на новогодней елке звезду или шар.

Мировое дерево. Нанайцы. Сибирь

У разных народов было свое священное дерево, которому поклонялись: дуб, ясень, ольха, пальма, фикус, ель, лавр. На Руси таким деревом была береза. Весной девушки приносили ей дары, наряжали ее в женскую одежду, а себя украшали березовыми ветвями и водили вокруг березы хоровод. Иногда Мировое дерево представляла ветка или пучок веток. В Индии и России долго сохранялся обычай при первом выгоне скота ударять по нему веткой. На Руси березовыми ветками хлестали людей для придания им здоровья, а порка березовыми прутьями означала малую дань Великой богине.

Ацтекский вариант мирового дерева. Лист из ацтекского календаря.

Из древних времен сохранился обычаи установки в центре жилища деревянной колонны, украшенной орнаментом (древняя Германия, доколумбовская Америка). У некоторых народов эта опорная колонна называлась «мать-столб» (в Иудее, Грузии, Японии, у эвенков), так как Мировое дерево мыслилось центром мироздания, его опорой.

Во всех первых религиях встречаются изображения богини-женщины как созидательницы, прародительницы рода. К эпохе палеолита относится скульптура «Виллендорфская Венера», а также изображение женщины с рогом бизона на барельефе. Большое количество женских фигур из камня, кости, глины в эпоху палеолита — единственно возможное изображение человека — говорит о том, что она особым образом почиталась и была определенным символом созидания, плодородия, рождения нового — символом первобытной культуры.

Заключая повествование об основных характерных чертах первобытной культуры, следует отметить, что она устанавливает связь между тем, что думали и делали нецивилизованные древние люди, и тем, что думают наши современники. Напрашивается вывод о том, что в определенной мере представления и поступки современных людей являются продуктом знаний, которые возникли на ранних стадиях развития культуры


На главную