Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Несколько иной характер имело искусство Древнего Рима, прежде  всего архитектура. Существует упрощенный взгляд, что римляне в области искусства все переняли у греков и не создали ничего своего. Действительно, они с легкостью  и мудрой практичностью заимствовали культурные достижения завоеванных стран. Но на самом деле «римляне имели, как писал О. Шуази,

особенно во времена республики, вполне самобытную и великую архитектуру.

Она отличалась присущим ей одной  отпечатком величия или, по выражению

Витрувия, «значительностью», влияние которой испытали на себе даже афиняне,

когда они вызвали из Рима архитектора для постройки храма в честь Зевса

Олимпийского... Римская архитектура представляет  собой смешанное

искусство... Элементы декоративного искусства римлян двоякого

происхождения: они связаны как с Этрурией, так и с Грецией... Этрурия дала

римлянам арку, Греция — ордера... Еще задолго до взятия Коринфа в Риме

зародилось действительно  римское искусство, резко отличавшееся своими

мужественными формами от современного ему греческого, и это искусство не

исчезло... Миф о внезапном покорении Рима греческим искусством напоминает

иллюзии французских архитекторов эпохи  Ренессанса, считавших себя

итальянцами изза своей страсти к итальянскому искусству...» . Архитектура

Рима принципиально отлична от греческой. Если  греки не разделяли

конструкцию и декор, вытесывая то и другое из цельных мраморных блоков, то

римляне, напротив, возводили стены из кирпича и бетона, а затем при помощи

скоб навешивали мраморную облицовку, приставляли колонны  и профили.

Известные слова Светония о том, что император Август «принял Рим кирпичным,

а оставил мраморным», вероятно, следует понимать именно в этом смысле (см.

августовский классицизм). Римский архитектурный метод,  безусловно, ускорял

строительные работы и был неизбежным при выбранной  технологии, но и

способствовал скорому вырождению архитектуры как искусства.  Тем не менее,

именно метод декоративной обработки фасадов получил развитие  в искусстве

Классицизма последующих эпох и, в частности, в зодчестве Итальянского

Возрождения. По сравнению с греками римляне еще более усилили декоративную

сторону ордеров, подняв их на пьедестал и отдав предпочтение наиболее

пышному из них — коринфскому.

  Римляне ввели в строительный обиход аркаду, состоящую из «римских

ячеек»,—  комбинацию этрусской арки и греческой колонны, которая

использовалась лишь как украшение. Она не поддерживала арочное перекрытие,

а просто приставлялась к стене по сторонам арки, отчего часто превращалась

в декоративную полуколонну или пилястру. К традиционным греческим ордерам

римляне добавили еще один,  тосканский — соединение дорического и

этрусского. А к типам капители — сочетание ионических волют с коринфским

акантом и декоративной скульптурой — так называемую композитную капитель,

как будто пышность и декоративность коринфской казалась им недостаточной.

Несоответствие, художественная неорганичность и двойственность конструкции

и декорации древнеримской архитектуры стала особенно заметной по прошествии

веков. Даже такой апологет античности,  как Гёте иронизировал над

«мраморными галереями, которые никуда не ведут» и колоннами «прикованными к

стенам», ведь колонна должна стоять свободно!  2. Спустя столетие Д.

Мережковский писал в своих путевых заметках о том,  что развалины римских

зданий изза того, что они были сложены из кирпича,  без облицовки

производят впечатление «огромных, мрачных остовов» 3. Но если в архитектуру

римляне внесли все же много нового, своего, то их вклад в скульптуру менее

позитивен и отражает лишь кризис художественного стиля  (см. римская

скульптура, рельефы, саркофаги).


На главную