Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Романское искусство (франц. Romanesque, исп. romanico, нем. Romanik от лат. romanum — римский) — обобщающее название различных памятников: второго после раннехристианского периода развития искусства западноевропейского  средневековья (см. средневековое искусство). Термин «романский», появился в начале  XIX в., когда историки и художникиромантики, открыв для себя искусство раннего средневековья заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую.  Романская эпоха — время возникновения общеевропейского

архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной

Европы. Формирование  западноевропейской романской культуры изза

непрерывных войн и переселения народов происходило позднее, чем на Востоке,

в Византии, но протекало более  динамично. Главная особенность романской

эпохи — открытость внешним влияниям. «Византия обратила античное искусство

в схемы, которые все более застывали по мере того, как падали ее силы.

Между тем в Западной Европе выдвинулись народы, для которых средние века

стали классическим периодом их искусства...  Испания и галлия были

колонизованы еще в греческую эпоху, вся область Рейна  со времени Цезаря

была, быть может, главным центром римского провинциального  искусства, даже

Венгрия, ставшая сборным пунктом для всех племен со времени  переселения

народов, не могла избегнуть римского влияния» .

 Особый  импульс развитие романского искусства получило в период

правления франкской династии Меровингов (486751). Известный историк А.

Тойнби отмечал, что  «франкский режим Меровингов был обращен лицом к

римскому прошлому», поскольку  в то время в общественном сознании

«единственно возможным целостным iiyis.pssrsSAfc.bina  римская империя»2.

Интересно также, что первые франкские короли после падения столицы Западной

Римской империи признавали почетное верховенство Константинополя,  но

сохраняли структуру позднеримской администрации. На территории Европы,  в

Галлии, Южной

 Франции в изобилии остались памятники архитектуры  древних римлян:

дороги, акведуки, крепостные стены, башни, цирки, храмы. Они были настолько

прочны, что продолжали использоваться по назначению.  В соединении

сторожевых башен римских военных лагерей с греческими базиликами,

византийским  орнаментом и готскими шатрами возник новый «римский»—

романский архитектурный  стиль. Он характеризовался простотой и

целесообразностью: вертикальные стены, горизонтальные перекрытия, башни и

своды. Строгая тектоничность и функциональность почти полностью исключила

изобразительность, праздничность  и нарядность, отличавшие архитектуру

греческой античности.


На главную