Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Орнаментика романского искусства, большей частью заимствованная  на Востоке, основывалась на предельном обобщении, геометризации и схематизации изобразительного образа. Во всем чувствовалась простота, мощь, сила, ясность.  Романская архитектура — характерный пример рационального художественного мышления. Одна из архитектурных форм раннего романского искусства — центрическая купольная постройка, композиция которой берет свое начало от Пантеона, построенного сирийцем в 118 125 гг. н.э. в Риме, и развитая в дальнейшем в баптистерии в Равенне и дворцовой  капелле Карла Великого в Аахене. Другой тип здания — базилика, также заимствованная  на

востоке. Базилика, удлиненное в плане здание, первоначально имела

деревянное покрытие — двускатное для центрального нефа и односкатное для

более низких боковых.

 Аркады, вошедшие в обиход в византийской архитектуре, получили

распространение и в романской. Причем зодчие почти всегда удовлетворялись

тем, что использовали  колонны, снятые с языческих римских памятников,

вперемежку, разной высоты  и ордера, с различными капителями. Эта

особенность чрезвычайно показательна  для переходной эпохи, когда старый

канон уже разрушен, а новый еще не создан.  В романской архитектуре пяты

арок опирали непосредственно на капители,  что очень редко делалось в

античности. Именно этот прием в дальнейшем получил  развитие в Классицизме

Итальянского Возрождения, в частности у Ф. Брунеллески. Колонна, созданная

романской эпохой, потеряла свое гармонично антропоморфное  значение. В

отличие от античных, новые романские колонны абсолютно Цилиндричны,  без

курватуры, что и было позднее унаследовано Готикой. Пропорции колонн  и

капителей следовали модуТо каменной кладки. Форма капители развивала

византийский тип, получаемый от пересечения куба и шара. В дальнейшем она

все более упрощалась вплоть до конической. Романские здания в основном

порывались черепицей в форме «рыбьей Чешуи», известной еще римлянам и очень

Удобной в местностях с дождливым климатом. Толщина и прочность стен были

главчым критерием красоты постройки. Суровая кладка из предварительно

обтесанных камней и, в отличие от римской, без последующей облицовки,

создавала характерный, несколько мрачный образ, но украшалась вкраплениями

кирпичей или мелкими  камнями другого цвета. С западной стороны перед

романской церковью стояли «римские» сторожевые башни, на вершине которых

размещались «престолы для архангелов». Окна первоначально не остеклялись, а

забирались резными каменными  решетками. Для утепления и в целях

безопасности оконные проемы делались  очень небольшими и поднимались как

можно выше над землей. Поэтому внутри  здание было погружено в полумрак.

Широко использовались винтовые лестницы. Деревянные стропила крыши изнутри

оставались открытыми и лишь в относительно поздний период стали закрываться

«подшивным» потолком. В романскую эпоху  появились так называемые

«перспективные» порталы, находившиеся, в отличие от позднейших, готических,

не с западной, а с южной стороны собора, где  был главный вход. Каменная

резьба украшала наружные стены соборов. Она  состояла из растительного и

зооморфного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических

животных, зверей и птиц, сплетающихся шеями или хвостами  — мотивов, также

занесенных с Востока. Скульптурный декор концентрировался  главным образом

на капителях, тимпанах порталов и архивольтах сводов. Скульптура

подчинялась архитектуре, что показывает один характерный пример: в одном из

порталов церкви в г. Сенте вместо двадцати четырех старцев Апокалипсиса

скульптор изобразил пятьдесят три, поскольку перед ним было пятьдесят три

клинчатых камня, которые необходимо декорировать. В подобной скульптуре

часто самым  причудливым образом смешивались библейские, языческие

фольклорные и экзотические мотивы. Стены собора внутри сплошь покрывались

росписями, которые, однако, почти не дошли до нашего времени. Исключение

составляют оригинальные по стилю и удивительные по экспрессии «каталонские

фрески». Использовалась также мраморная инкрустация и мозаики для украшения

апсид и алтарей, техника  которых сохранилась со времен античности.

Типичными для романской эпохи были надгробные каменные и бронзовые плиты,

вмонтированные в пол с линеарным  гравированным изображением фигуры

покойного


На главную