Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Характерно отсутствие какой либо определенной программы в размещении декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских — они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы игарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считает, что вся эта фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

 Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством книжной

миниатюры, расцвет которой приходится именно на романскую  эпоху. Однако и

здесь мы не видим единого стиля. В искусстве иллюминирования  рукописей

одинаково распространены и предельно геометризованные изображения,  и

растительный орнамент, и натуралистические элементы. Особо выделяется  стиль

скрипториев монастыря Клюни, мастера которых разработали декоративный

мотив из прихотливо изогнутых растительных побегов и листьев аканта.

 Было бы неверным рассматривать романское искусство как «чисто западный

стиль». Знатоки, как Э. ВиоллелеДюк, видели в романском искусстве сильные

азиатские, в частности византийские и персидские, влияния и даже называли

его «азиатским наносом на римской основе». Сама постановка вопроса «Запад

или Восток» по отношению к романской эпохе была бы неверна. В подготовке

общеевропейского  средневекового искусства, началом которого было

раннехристианское, продолжением — романское и высшим взлетом — готическое

искусство, главную роль сыграли общие грекокельтские истоки, норманнские,

византийские, греческие, персидские и даже славянские элементы.


На главную