Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

Новые импульсы получило развитие романского искусства в период правления Карла Великого (768814, см. Каролингское Возрождение) и в связи с основанием в 962 г. «Священной Римской империи» Оттоном I (936973). Архитекторы, живописцы,  скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях,  где в течение столетий бережно сохранялись традиции античной культуры.

  Художественное ремесло интенсивно

 развивалось как в монастырских мастер. ских, так и в городах, в среде

свободных ремесленников и странствующих  артелей мастеров. Из стекла

изготавливались сосуды, лампады и паечные витражи — цветные и бесцветные,

геометрический узор которых создавался свинцовыми  перемычками. Однако

расцвет витражного искусства наступил позже, в эпоху  готического стиля.

Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В  этой технике

исполнялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг, реликварии, складни —

диптихи и триптихи, навершия епископских посо ! хов, кресты,  а также

олифанты (от лат. elephahtus — слон) — реликварии в форме охотничьего  рога

из слонового бивня, ук I рашенные медальонами с изображением i зверей  и

птиц. Развивалась старая кельт ! екая техника выемчатой эмали по меди  и

золоту, главным образом в долине р. Маас, позднее — перегородчатой эмали.

С ;

 последней трети XII в. на первое место 1 выдвинулись мастерские г.

Лиможа, про :

 славившегося впоследствии своими расписными эмалями (см. лиможские

эмали). Для романского искусства характерно ши i рокое использование

железа и бронзы. Из ;

 кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли,

замки,  оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и

полукруглыми завитками, i Бронза применялась для дверных молотков в форме

голов животных  или человека. Из бронзы отливали и чеканили двери с

рельефами — эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные

купели для баптистериев,  канделябры, зооморфные рукомои — акваманилы

(франц. aquamanile от лат. aqua — вода и manus — рука). Многие из таких

изделий происходят из бельгийского г. Динана, откуда их общее название —

динаноерии. Чрезвычайно простая по  конструкции деревянная мебель

декорировалась резьбой из геомет , рических  форм: круглых розеток,

полукруглых арок и, вероятно, расписывалась яркими  красками. Мотив

полукруглой арки типичен именно для романского искусства,  только в эпоху

Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой.  Характерным

примером романской орнаментики в архитектуре являются «Большие  Розы»

северного и южного фасадов собора Парижской Богоматери, начало

строительства  которого относится к XII в. Широко использовались

керамические облицовочные  плитки с инкрустированным цветной глиной

орнаментом. С XI в. начинается производство тканых ковров — шпалер (см.

мильфлёры). Орнаментика романских  тканей тесно связана с восточными

влияниями эпохи Крестовых походов, особенно Первого Крестового похода 1096

1099 гг. Крестоносцы, возвращаясь домой, заворачивали христианские реликвии

в дорогие восточные ткани, византийские,  сасанидские, изобразительные

мотивы которых з «зверином стиле» восходили  к художественным традициям

Древней Месопотамии. Отсюда излюбленные мотивы  романского декора:

«геральдические» орлы, мотивы «древа жизни» и изображения вписанных в круг

грифонов.

 S. В романском искусстве изза его неоднородности и отсутствия единого

стиля всегда выделяли множество региональных художественных  школ. В конце

XIX столетия в понятие «романское искусство» включали также  «ломбардское»,

«саксонское» (см. ломбардская школа; саксонское искусство)  и даже

византийское искусство VXI1 вв. Основанием для такого объединения,

несмотря на явные различия художественных форм, была общность христианской

идеологии,  использование «романских» архитектурных элементов: куполов,

полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных построек. Однако

помимо дуализма Запада и Востока в романском искусстве были сильны различия

Юга и Севера.  На Севере, в Ирландии, выделялась «винчестерская школа»

книжной миниатюры с характерными кельтскими орнаментами из растительных

побегов, выполненными яркими красками. Там же достигло чрезвычайной высоты

мастерство орнаментальной резьбы по камню и дереву характерного плетеного и

«абстрактного звериного орнамента». Важно, что по

 лобные мотивы, вероятно, имели более глубокие корни и беспрепятственно

пересекали границы, поскольку аналогичные орнаменты  встречаются в

новгородской и владимиросуздалъской резьбе. Если романское  искусство

Восточной Европы находилось под сильным влиянием Византии, то,  к примеру,

искусство юга Италии, Сицилии и Калабрии в большей мере арабское,  чем

византийское. Начиная с VIII в., из Ирана и Сирии через Египет и Северную

Африку сюда проникали, как некогда финикийские, влияния мусульманского

искусства  арабов: приемы купольной и арочной архитектуры, керамика,

торевткка. К этому же «арабскому» течению относится испаномавританское

искусство и значительная часть архитектуры Южной Франции. В целом искусство

романской эпохи похоже на огромный котел, в котором еще только начинают

приготовляться «лучшие блюда европейской кухни» готического средневековья.

Поэтому романское искусство лишь условно можно назвать историческим типом

искусства, а выражение «романский стиль» неверно по существу (см. также

штауфеновский ренессанс).


На главную