Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Материковая Греция представляет собой ряд относительно изолированных невысокими горными хребтами районов, каждый из которых имеет свои природные условия  и неповторимый пейзаж. Это обстоятельство способствовало сохранности отдельных  и еще очень слабых очагов цивилизации от истребительных войн и массового переселения народов, какое имело место, к примеру, в степных районах Азии. С другой стороны,  небольшой полуостров с

крайне удлиненной изрезанной береговой линией, с  множеством заливов и

проливов и близко расположенных островов значительно  облегчал сообщение

водным путем между населявшими его народами. Это обеспечивало  необходимый

информационный обмен, взаимообогащение культур и давало им  импульс к

развитию. Климат Греции умеренно мягок и природа плодоносна ровно

настолько,  чтобы давать человеку все необходимое для жизни, но не

настолько, чтобы начисто лишать его необходимости трудиться.

 Культура Греции возникла на  пересечении исторических путей

Средиземноморья. В морях, окружающих Грецию, столько островов, что в ясные,

солнечные дни какой-нибудь один из них все время на виду у мореплавателя. В

греческом пейзаже нет ничего бескрайнего,  как в египетских пустынях или

азиатских степях. Человек не чувствовал себя здесь затерянным и слабым, все

было размеренно и ясно. И потому мироощущению  древнего грека и характеру

его деятельности, не была свойственна гигантомания  Востока, стремление

перебороть природу, утвердиться в ней, отвоевать себе  жизненное

пространство, возводя огромные стены, башни, пирамиды. Древний  эллин

чувствовал себя в Греции «как дома». Теплый климат, яркая щедрая  природа,

масштабность окружающего пространства приводила его к идее соразмерности

сил человека и природы, человека как «микрокосма» Вселенной. Даже боги в

его представлении были совсем как люди, им были свойственны все людские

страсти и слабости.

 Все было осязаемо и близко —« Дух мыслил плоть и чувствовал объем, Мял

глину перст и разум мерил землю... Мир отвечал размерам человека, И человек

был мерой всех вещей. М. Волошин

 «Человек — мера всех вещей»,— сказал древнегреческий философ Протагор

(480—410 гг. до н.э.), и эта фраза на многие века стала девизом античной, а

затем и европейской культуры. Главная особенность античного художественного

стиля состоит в его антропоморфизме и мерности.


На главную