Второй после красоты в эстетике Барокко следует категория грации (лат. gratia — прелесть, изящество) или кортезии (итал. cortesia — вежливость, нежность, теплота), что соответствует изобразительным качествам движения, пластики, изменчивости. Другая важнейшая категория — «декорум» — отбор соответствующих тем и сюжетов. В них входят только «достойные», прежде всего исторические, героические. Натюрморт и пейзаж объявляются низшими
жанрами, а мифологические и религиозные сюжеты подвергаются строгой
цензуре, подчеркивающей их морализующее начало. Портрет признается лишь
тогда, когда он выражает «благородство и величие». Бернини часто говорит о
«большом стиле» и «большой манере» — это его любимые термины. Он прибегает
к ним, когда хочет подчеркнуть торжественность, особый пафос и декоративный
размах истинного Барокко. Отсюда преобладание в барочной живописи и
скульптуре укрупненных, намеренно утяжеленных форм, пышных мантий, дорогих
тканей, неправдоподобных по величине архитектурных форм, драпировок (сравн.
«Большой стиль»).
Главный способ художественного обобщения в Барокко — иносказание,
аллегория. Превыше всего ценился замысел, композиция, аллегорический смысл
и декоративное расположение изображаемых фигур. Более всего были
распространены огромные алтарные картины, предназначенные для конкретного
интерьера. Поэтому живопись Барокко, искусственно вырванная из того
окружения, для которого она предназначалась, многое теряет в музейных
залах.
На первое место постепенно выходит категория «Величественного»,
достигаемого неимоверными контрастами и диспропорциями. Эта категория часто
обозначается латинским словом «sublimis» — высокий, крупный, возвышенный.
Искусственная экзальтация, героизация обыденного приводили к тому, что
самыми распространенными терминами стали прилагательные: роскошный,
величавый, божественный, сверхчеловеческий, блестящий, великолепный. Причем
эти слова относили к обыденным, прозаичным вещам, мебели, одежде. Художники
и их заказчики называли друг друга не иначе, как:
гениальный, чудесный, неподражаемый и, вероятно, вполне искренно и
серьезно именовали себя новыми Плутархами, Цезарями, Августами...
Барокко свойственна театральность, напыщенность в сочетании с
безразличием и даже небрежностью в отношении трактов
так называемой алмазной гранью, и гравировкой.
Как исторический художественный стиль Барокко охватывает огромный
отрезок времени — около двух столетий, примерно с 1550 по 1750 г. Поэтому
его часто называют «эпохой Барокко», что не лишено оснований, хотя подобный
подход и игнорирует другие, параллельно с Барокко развивавшиеся
художественные направления, течения и стили. В этом случае понятием
«Барокко» обозначается единство всех сторон действительности конца XVI —
первой половины XVIII в. как определенного социальноэстетического целого,
как стиля культуры. «Под стилем понимается не просто способ необходимого
культуре внешнего оформления ее материала, а наглядно обнаруживаемый
принцип организации... Именем Барокко названа та особенность целостности в
культуре эпохи, которая позволяет рассматривать ее как художественный
феномен, так как это период гегемонизма стиля, завоевания им одной из
главных функций в культуре». В трудах немецкого историка искусства К.
Гурлитта выводится понятие «человек Барокко» в силу особого «способа его
существования», когда, по его словам, происходит «попытка реконструкции
средневекового христианского единства ... соединения имперсонализма и
субъективизма и ... выдвижение личности на сверхличностную роль» и культура
Барокко, таким образом, оказывается «специализирующейся на порождении
гениев... возникновении «нового типа человека»2. В таком широком
культурологическом контексте «человек Барокко» с его культом
«имперсонализма, богатства, роскоши, придворности и взрывоопасной радости
жизни» противопоставляется гармоничной и уравновешенной личности «человека
ренессанса». В качестве примера барочного мироощущения обычно приводится
музыка И. С. Баха с ее «соединением остро субъективного духовного
переживания, иногда мягчайшего, сентиментального, с укрупненностью
чувственной подачи, пышной наглядностью» 3.
На главную |