Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Термин «Барокко» имеет и еще множество иных значений. Своеобразную форму получили элементы стиля Барокко в Англии (см. Реставрации Стюартов стиль; Якова стиль; Анны стиль; Марии стиль. В Германии борьба реформации и контрреформации, с той и другой стороны, также отражалась в искусстве в формах Барокко (см. саксонское  искусство). В эпоху Неоклассицизма и

Просвещения второй половины XVIII в., в частности в произведениях Ж.Ж.

Руссо, Барокко считалось проявлением  дурного вкуса и «искажением правил

истинно прекрасного искусства». Затем, на рубеже XVIIIXIX вв., в связи с

утверждением идей Романтизма, начинает  господствовать точка зрения,

согласно которой, наряду с классическим может  существовать и иное

искусство. Как крупный исторический художественный  стиль Барокко было

впервые рассмотрено в книге Г. Вёлъфлина «Ренессанс  и Барокко» (1888). В

тоже время, многие исследователи, в том числе и Вёльфлин,  понимают термин

Барокко шире, как романтическую тенденцию «преображения  форм». Поэтому

часто говорят о прохождении «фазы барокко» в историческом развитии любого

художественного стиля. «Античным барокко» называют динамичный,

экспрессивный эллинистический стиль скульпторов пергамской школы IIIII вв.

до н. э. Существует термин «эллинистическое барокко», которым определяют

особенности архитектуры Малой Азии II в. н. э., где стирались старые

границы классической греческой, западной латинской и «варварской» восточной

культуры .

 Совершенно особое претворение стиль Барокко нашел в истории русского

искусства. По мнению Д. Лихачева, «русское барокко» XVII в. «приняло на

себя многие из функций Ренессанса», поскольку «настоящий Ренессанс ранее

так и не сумел  достаточно полно проявиться на Руси»4. Это, в целом,

совпадает и с утверждениями  Н. Коваленской, Б. Виппера о несовпадении

логики развития стилей в русском и западноевропейском искусстве XVIIXVIII

вв.s Отсюда достаточно условные  названия стилей «голицьмского» и

«нарышкинского барокко» по отношению к архитектуре Москвы XVII в., а также

столичного,

 Ч е ч о т И . Барокко  как культурологическое понятие.— В кн.:

Барокко в славянских культурах. М: Наука, 1982, с. 328. " Там же, с. 328

337.

 "Лихачев  Д. Развитие русской литературы. Л., 1979, с. 176188.

 Ковалевская Н. Русское искусство XVIII в. М.Л., 1940, с. 5. Виппер

Б. Архитектура русского барокко. М„ 1978, с. 10.

 но крайне отдаленного от Европы «петровского барокко» начала XVIII в.

На юге России в это же время существовало провинциальное  «украинское

барокко». Совершенно особый вариант «русского барокко» в середине  XVIII в.

создал выдающийся зодчий Ф. Б. Растрелли. Он соединил ордерность

классической  итальянской архитектуры, барочную динамику, орнаментику

французского Рококо и полихромию древнерусского зодчества. В результате

получился совершенно невероятный стиль, который было бы более правильным

называть не Барокко, а «монументальным рококо».


На главную