Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Готика, готический стиль(франц. qothique, от итал. gotico, лат. Gothi — готы — общее название племен, вторгавшихся с севера в пределы Римской империи в IIIV вв. и см. стиль) — исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIIIXV вв. Он возник на основе народных традиций готов, достижений романского искусства, главным образом архитектуры, и христианского  мировоззрения. Готика характеризует

третий, заключительный этап развития  средневекового искусства Западной

Европы. Христианская культура Запада  вступила в период интенсивного

развития позднее, чем уже закосневшая к тому времени культура Византии (см.

Византии искусство), но вперед продвигалась  удивительно быстро. Это

объяснялось разнообразием природных условий и народов,  заселивших в VVII

вв. бывшую Западную римскую империю. Греки презрительно  называли их

варварами, что буквально означает «непонятно болтающие»,

  подчеркивая грубо звучащий для греческого слуха язык. Позднее римляне

дали им общее название «готы».

 Термин «готика» появился в эпоху Итальянского  Возрождения как

насмешливое прозвание «варварской», не имеющей художественной  ценности,

уходящей эпоха средневековья. Именно в этом смысле упоминает  готику Дж.

Вазари. Долгое время она считалась таковой, пока в начале XIX  в. не была

реабилитирована романтиками. «Готическим» первоначально именовали  вообще

все средневековье и лишь позднее — его поздний период, отличавшийся  ярким

своеобразием художественного стиля. Готика — подлинный «венец

средневековья», это яркие краски, позолота, взлетающие в небо колючие иглы

башен, симфония света, камня и стекла...

 Своеобразный готический стиль в архитектуре складывался  на севере

современной Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории

современной Бельгии и Швейцарии. Несколько позже — в Германии. Есть данные,

что уже  в начале XII в. мастера аббатства СенДени близ Парижа под

руководством аббата Сюжера начали разработку новой конст i рукции типично

готической  стрельчатой арки. Еще одна версия говорит о заимствовании

подобной формы из архитектуры арабского Востока (см. арабское искусство). В

своем исследовании  «Готическая архитектура и схоластика» Э. Панофский

утверждал, что «новый стиль строительства» (opus Francigenum) — хотя и

сотворенный, по словам Сюжера, «многими мастерами разных народов» и вскоре

действительно развившийся в истинно международное явление — распространялся

из «района, который умещался в радиусе менее чем в сто миль с центром в

Париже» 2. факт рождения готического  стиля многие специалисты считают

кульминацией романского искусства и, вместе с тем, его отрицанием. Долгое

время элементы того и другого стиля сосуществовали, сочетались, а сама

переходная эпоха XII в. носила ярко выраженный «возрожденческий»  характер

(см. Возрождение). О кризисе романского стиля как причине появления

готического своеобразно писал ар

 Франкское творение (лат).


На главную