Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Антропоморфизм мироощущения древних греков не столько был новшеством культа, сколько свидетельствовал о духовном рождении человека, свершившимся спустя, может быть, несколько миллионов лет после его физического появления на планете Земля. Отсюда величие эллинского искусства, прежде всего — архитектуры и скульптуры  как изображения или, точнее, преображения одухотворенного человеческого тела.  Другая особенность искусства Древней

Греции — его рационализм. Г. Ф. Гегель в своей «Философии истории» писал,

что «греческий дух в общем свободен от суеверия, так как он преобразовывает

чувственное в осмысленное» . Все, что сначала вызывает удивление, должно

быть затем проанализировано и рационально  объяснено. Так, в частности,

математическому доказательству у эллинов подлежали  даже самые очевидные

вещи. Если древние шумеры или египтяне никогда даже  не задумывались над

тем, что казалось им само собой разумеющимся, то для  эллин а, к примеру,

доказательство равенства геометрических фигур способом наложения их друг на

друга было совершенно неубедительным. Требовалось логическое обоснование. А

так называемая «Делийская задача» по удвоению объема кубического алтаря или

«квадратура круга» должны были быть решены только математическим путем.

 Эта особенность эллинского мышления, которую  Вл. Соловьев остроумно

назвал «религиозным материализмом», и обусловила  небывалое развитие

изобразительного искусства и прежде всего архитектуры. Греки создали образ

отдельно стоящей опоры — колонны. В отличие от массивных  стен и объемов

гигантских сооружений Древнего Востока, сплошного «леса  папирусовидных

опор» египетских храмов, свободно стоящая опора — совершенно  новая

художественная идея, выражающая свободноосознанную силу. Такой образ  мог

появиться только в Греции. Греческие храмы строились как жилище бога,  во

всем похожего на человека, и поэтому они были небольшими по размеру.

Колонна уподоблялась фигуре человека. Отсюда греческие атланты и кариатиды

, поддерживающие  перекрытия, а также пропорции колонн вообще, размеры

капителей и баз, рассчитываемые  исходя из пропорций человеческого тела.

Сущность древнегреческой архитектуры  заключается в логичной, размеренной

расчлененности формы, зрительно выражающей разделение функций ее отдельных

частей. Впоследствии в классической архитектуре  такой порядок ясно

выраженных соотношений несущих и несомых частей получил  название «ордер»

(нем. order от лат. ordin — порядок, строй). Греческий ордер — это порядок

связи несущих (колонна) и несомых (антаблемент: архитрав,  фриз, карниз)

частей здания. Каждая часть древнегреческого храма, вплоть  до мельчайшей,

имела свое значение, что выражалось как членениями формы  (тектоникой), так

и цветом. Все без исключения детали древнегреческих зданий не разделены на

конструктивные и декоративные, как в архитектуре Египта  или Крита, а

соединяют то и другое, они не выражают, а изображают работу  конструкции:

опоры, сжатия, растяжения, расчленения, связывания, основания,  завершения.

Это зрительное преображение простой утилитарной конструкции,  вероятно

первоначально деревянной и лишь затем каменной, и создает удивительное

ощущение тектоничности и пластичности. Древнегреческая архитектура впервые

в истории искусства стала образным осмыслением работы конструкции, и все ее

элементы являются в своей сущности художественным тропом (см. аллегоризм).

Характерно,  что даже противники теории происхождения древнегреческой

архитектуры из  первоначально деревянной конструкции, как, например,

Виолле-ле-Дюк, считавший, что греки сразу же стали возводить свои храмы из

камня, так или иначе признают  неутилитарный и не конструктивный, а

художественно-образный ее смысл. Именно  в этом обстоятельстве следует

видеть особое значение архитектуры Древней  Греции, органично соединившей

отдельные достижения предшествовавших культур.


На главную