Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Формы архитектуры стали выражать христианскую идею духовности, устремления ввысь, к небу. Готические строители соревновались — кто выше поднимет своды собора. Ребристые своды складывались из мелких клинообразных камней и со  временем были настолько усовершенствованы, что становились упругими и легкими,  в корне меняя представления о тяжести каменной конструкции. Одной из главных особенностей  готического стиля стала

дематериализация формы. Конструкция и физические свойства материала больше

не определяли зрительный образ. Входя в готический собор, человек видел ряд

уходящих ввысь тонких колонн и расходящиеся над ними еще более тонкие ребра

сводов, которые казалось парили в небе. На самом же деле эти своды были

неимоверно тяжелы и давили огромным весом на скры

 1 Ш у а з и О История архитектуры. М.: Изд. Акад. архит., 1937,  т.

2, с. 239. Аркбутан (франц. arcboutant от arc — арка и boutant — опора)  —

полуарка, расположенная снаружи здания и передающая боковой распор сводов

на наружные устои — контрфорсы.

 тыс внутри тонких пучков колонн опоры и еще  более массивные

контрфорсы, вынесенные за пределы интерьера и потому незаметные  для

зрителя.

 Готический собор — символ самой бесконечности. Его  художественный

образ, вопреки распространенным представлениям, выражает  не строительный

расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую

устремленность человеческой души к неведомому, загадочному... И, вместе с

тем, эта дерзкая  мечта воплощена в материальной, видимой, осязаемой

форме... камень за камнем, все выше и выше... Эта невероятная метафизика

духовного порыва, дерзости и религиозного смирения, мечты и реальности,

воображения и расчета прекрасно выражена в романе английского писателя У.

Голдинга «Шпиль».

 Весь «художественный секрет» и своеСистема контрфорсов и аркбутанов.

Схема

  образце, неповторимость готической архитектуры состоит в том, что

«зрительная конструкция» здания не совпадала с реальной. Если последняя

работала на  сжатие, то зрительный образ выражал идею Вознесения,

устремления души к небу, к слиянию с Богом. В камне даже выкладывались

«несуществующие» конструктивные элементы, декоративные нервюры, создававшие

на сводах сложный, прихотливый узор, их пересечения превращались в кре

стоцветы, распускались наподобие  фантастических каменных цветов.

Происходило образное перевоплощение всех  конструктивных элементов.

«Зрительный вес» камня больше не соответствовал  физическому, тяжелый и

твердый — он превращался в легчайшее кружево резьбы.  Иррациональность,

атектоничность — главные черты готической архитектуры  — роднят ее с

Барокко. Если иррациональная архитектура Барокко является  критической

стадией развития и усложнения классицистических архитектурных  форм, то

Готика точно также — высшая, завершающая стадия развития романского

искусства.

  О. Шпенглер, размышляя над путями развития европейской художественной

культуры, отмечал, что «в Готике и Барокко, как когдато в египетском

искусстве, искали с какимто смутным чувством долга..., готический стиль

растворяет материальность в пространстве». Преодоление тяжести тела и души

стало с этих пор главным устремлением человека в искусстве. Античные формы

с их равновесием сил onopBi;

 и давления для этой цели уже не годились. В искусстве Готики предмет,

форма, объем — только символ «мирочувствования в пространстве», носитель

«невещественной протяженности», идеи бесконечности. Это совершенно новая

для искусства  иррациональная, трансцендентная идея впервые наиболее

отчетливо проявилась именно в Готике. Отсюда и основная композиционная

доминанта — вертикаль. Готический собор только вырастает из земли, но живет

в небе.


На главную