Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Процесс дематериализации готической архитектуры приводил к тому,  что из тектонической и замкнутой она превращалась в пластическую и пространственную  композицию. Готический собор — в большей степени организация пространства, как  внутреннего, так и наружного, чем формы.

Готическая архитектура не оформляет  замкнутое пространство, а превращает

все вокруг себя — и земную твердь, и небо — в образнозначительное целое.

Об этом хорошо написал О. Мандельштам:

  Кружевом камень будь И паутиной стань:

 Неба пустую грудь Тонкой иглою рань.

 На строительство соборов, как и пирамид в древности, тратились

огромные средства, силы и жизнь многих поколений. Величайшее сооружение

ранней Готики собор Парижской Богоматери (NotreDame de Paris) был заложен

в 1163г., строился более ста лет и достраивался до конца XIV в. Самый

большой из всех соборов находится в г. Реймсе, его длина 150 м, а высота

башен — 80 м, строился с 1210г. до начала XIV в. Миланский собор строился

до XIX в. Многие соборы так и остались незаконченными: они не имеют шпиля

или у них только одна башня на фасаде; у некоторых две башни, но совершенно

различного стиля и размеров, так как они достраивались в разное время.

 Атектоничность и символичность композиции готического собора делали

его не столько архитектурой,  сколько скульптурой, вернее множеством

пластических об

 Шпенгяер  О 1993, т. 1, с. 405411.

 Закат Европы. М.: Мысль,

 разов. Собор был наполнен скульптурой снаружи и внутри. В одном соборе

могло быть около двух тысяч различных скульптурных изображений.

 Леса Готической скульптуры! Как жутко все и близко в ней. Колонны,

строгие фигуры Сибилл, пророков,  королей... Мир фантастических растений,

Окаменелых привидений, Драконов, магов и химер. Здесь все есть символ,

знак, пример. Какую повесть зла и мук вы Здесь разберете на стенах? Как в

этих сложных письменах Понять значенье каждой буквы? Их взгляд, как взгляд

змеи, тягуч... Закрыта дверь. Потерян ключ.

 М. Волошин

 Для понимания сущности готического стиля немаловажно  проследить и

эволюцию общей композиции кафедрального собора. Его башни постепенно теряют

свою самостоятельность и не стоят свободно, как в романской  архитектуре, а

примыкают вплотную к главному фасаду, которым становится  не южный, как

ранее, а западный, и почти полностью сливаются с ним, обретая  прямоугольную

форму. «Большая роза» заполняет собой образовавшееся пространство  между

двумя башнями. В результате получается абсолютно симметричная композиция.

  Подробное описание одного из самых ранних кафедральных соборов

«переходного стиля» дает в своем романе «Собор Парижской Богоматери» В.

Гюго: «...вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той,

какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности

предстают перед нами три стрельчатых портала; над ними — зубчатый карниз,

словно расшитый  двадцатью восемью королевскими нишами, громадное

центральное окно — роза с двумя другими окнами, расположенными по бокам...

высокая изящная ограда галереи с лепными украшениями в форме трилистника...

и, наконец, две мрачные башни. Все эти гармонические части великолепного

целого, воздвигнутые одни над другими в пять гигантских ярусов, безмятежно

в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные

скульптурные, резные и чеканные детали, могуче и неотрывно сливающиеся со

спокойным величием целого. Это  как бы огромная каменная симфония;

колоссальное творение... подоб. но «Илиаде»  и «Романсеро»..., чудесный

результат соединения всех сил целой эпо. хи...  это творение рук

человеческих могуче и изобильно, подобно творению Бога, у которого оно как

будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность...» .

Далее В. Гюго подчеркивает «переходность» стиля собора  Парижской

Богоматери, в архитектуре которого впервые произошла «прививка  стрельчатого

свода к полукруглому», и то, что «стрельчатый свод был вынесен из крестовых

походов» и «победоносно лег на широкие романские капители»2. Версии прямого

заимствования франками стрельчатой арки из арабской архитектуры

придерживались в то время многие писатели и художникиромантики. Однако

они, как ни странно,  забывали при этом о главном отличии готической

архитектуры от арабской — одухотворяющей ее христианской идее Вознесения и

Воскресения.


На главную