Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Расцвет Готики — это и расцвет статуарной скульптуры. Статуи  соборов Реймса и Наумбурга с очевидностью доказывают это. «Повышается самостоятельная ценность фигуры... у ангелов высокой Готики... женственная тонкость головы доходит до изящества, до изысканности, грациозная улыбка играет на тонко очерченных губах,  волосы схвачены повязкой, и красивые локоны образуют прическу, ближайшее подобие которой мы можем найти у женщин Аттики времен Фидия». В большинстве статуй появляется  особенный изгиб,

чрезвычайно мягкая, пластичная линия, получившая название  «готической

кривой». Она ассоциируется с греческим хиазмом (см. античное искусство), но

отличается от него именно своей атектоничностью и деструктивностью.

«Готическая кривая», так же как и имматериальная светопись витражей,— ничто

иное, как  отрицание античной «телесности». Форма готической фигуры

превращается в  музыку складок драпировок, никак не мотивированных

конструктивно, поднимаемых неведомым вихрем. В этом иррациональном вихре

было бы совершенно нелепым  искать какието достижения либо ошибки в

пластической анатомии или «правильности»  изображения человеческого тела.

Никакой правильности там быть не может,  поскольку мышление художника

абсолютно иррационально. Э. КонВинер интересно пишет о том, что готическая

эпоха отличалась невиданной ранее «свободой тела», «освобождением движения

во всех направлениях». Об этом свидетельствуют,

  Хейзннга И. Осень средневековья. М.:

 Наука, 1988, с. 303306.

 2 КонВинер Э. История стилей изобразительных искусств. М.: ИЗОГИЗ,

1936, с. 114115.

 по его мнению, странные на наш современный взгляд изображения женщин с

изогнутыми спинами и выставленными вперед животами, явно выполненные  в

качестве образца красоты. «Стиль самой жизни, по всем вероятиям, стал  более

взволнованным, кровь стала быстрее обращаться в жилах народа, чем  в

романскую эпоху. Об этом говорят нам крестовые походы, песни трубадуров  и

философия того времени... Готика заставляет женщин рыдать над гробом

Спасителя, ангелов ликовать — словом, вносит аффект, взволнованность. В

силу того  же самого уже с начала Готики все богатство библейских и

легендарных тем начинает служить программой для украшения церкви и книги,

все церковное  миросозерцание с его отвлеченными идеями находит свое

выражение в камне  и красках. Сцены, которые требуют действия и об

изображении которых еще не думало XIII столетие, становятся вдруг любимыми

темами, например небесное  венчание девы Марии» .Ив этом смысле

действительно готическое искусство великолепно и полно подготовило эпоху

Возрождения с ее удачным соединением красоты тела и полета души.

 Динамика, экспрессия и взволнованность отразились и в «малых формах»

резьбы по кости, орнаменте, книжной миниатюре того времени.  Готический

орнамент атектоничен и динамичен в отличие от классического.  Не случайно

так распространен в Готике мотив виноградной лозы, свободно  растущих

ветвей, листьев — любой прихотливо извивающейся, «ползущей», как  в

«краббах»2, формы. И это несмотря на множество архитектурнодекоративных

элементов, имеющих строго геометрическое построение.

 В основе готического орнамента  лежали простые фигуры — круг,

треугольник, легко вычерчиваемые по линейке  и циркулем. Орнамент,

построенный на сочетании этих фигур, так и называется  — масверком (нем.,

mafiwerk — работа по нанесенным размерам). Аналогичным  образом строился

знаменитый готический трилистник, розетка, квадрифолий.

  Книжная миниатюра Готики, по срав

 КонВинер Э. История стилей изобразительных  искусств. М.: ИЗОГИЗ,

1936, с. 116117. 2 Нем. Krabbe от krabbein — ползать  — элемент

растительного декора, как бы выползающего на архитектурные детали.

  нению с романской, отличается преобладанием тончайшего растительного

орна. мента, а строгий романский шрифт Каролингский минускул — сменяется

нарядным и изысканнодекоративным готическим.


На главную