Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Архитектура была главным формообразующим фактором готического стиля. Мебель, предметы церковной утвари из позолоченного серебра, дерева и слоновой кости повторяли в миниатюре композицию архитектурных сооружений и их декоративных  деталей. Таковы, в частности, архитектонические дарохранительницы, реликварии, небольшие переносные алтарискладни.

 Эпоха Готики была также периодом интенсивного  развития светской

культуры. Именно в это время впервые в истории человечества  культивируются

идеалы духовной любви, возникает лирическая поэзия и музыка,  куртуазное

искусство, отражающее понятия рыцарской доблести, чести, уважения  к

женщине. Развивается искусство светской живописи, появляется портрет.

Поздняя Готика XIVXV вв.— венец средневековья — в архитектуре получила

название «пламенеющей готики».

 Эта стадия в развитии форм готического искусства  была своеобразным

средневековым маньеризмом; она не заключала в себе принципиальных  открытий,

как в прежние времена, а лишь усложняла старые элементы, делая их все более

изысканными и вычурными. Архитектурный декор терял свою объемность,

становился сухим и жестким кружевом на поверхности стен, башен, сводов.

Наиболее характерным примером стиля «пламенеющей готики» стали извивающиеся

наподобие языков пламени башнипинакли с завершениямифиалами, своей формой

давшие название  этому стилевому течению. Позднеготическое искусство

разделилось также на множество отдельных региональных школ и индивидуальных

стилей художников. Выражением этой тенденции индивидуализма и субъективизма

позднего средневековья  является искусство живописцев Джотто и Дуччьо.

Применение этими художниками перспективы, вынесения точки зрения за пределы

картины или фрески как раз  и отражает тенденцию «отстранения» от

изображаемого, позицию наблюдателя. Это была новая, невозможная в раннем

средневековье субъективная концепция художественного

 творчества. Она нашла свое отражение и в новом понимании  скульптуры.

Статуи стали рассчитываться на однуединственную точку зрения  и

воспринимались «картинно».

 Для южнонемецкой, тирольской готики  особенно характерна яркая

полихромная роспись интерьеров и деревянной мебели.  «Перпендикулярная

готика» в Англии полностью скрыла архитектурную конструкцию под орнаментом.

«Кирпичная готика» северных стран акцентировала цветом  декоративные

архитектурные элементы. В изобразительном искусстве усиливались  черты

натурализма. Изображаемые вещи перестали означать лишь «идею вещей»,  а

стали больше напоминать реальные, материальные тела. В этой новой идеологии

искусства  поздняя Готика непосредственно переходила в искусство

проторенессанса,  в котором переплетались религиозный мистицизм и

номинализм, идеализм и натурализм. Готический стиль продолжал развиваться в

эпоху Итальянского  Возрождения и искусстве Сьены, Венеции, Орвьето,

Флоренции, Пизы (см. сьенская  школа; венецианская школа; тосканское

Возрождение;

 флорентийская школа).


На главную