Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Последнюю кризисную стадию развития стиля «интернациональной  готики» Северной Италии XV столетия часто называют «готическим маньеризмом». В  ней особенно сильно проявились экспрессивная надломленность формы, острая, доходящая до гротеска, графичность, обилие сложных аллегорий, символики, странных, болезненных преувеличений, трансформаций, мельчайшая выписанность натуралистически трактованных  деталей, сверкающих подобно драгоценным камням в живописной оправе. Эти черты  проявились и в творчестве таких

необычных живописцев, как феррарец К. Тура и венецианец К. Кривелли.

 В Северном Возрождении традиции готического  стиля, соединяясь с

итальянским Маньеризмом и Барокко, продолжали определять  особенности

художественного развития Германии на протяжении XVI и даже  отчасти XVII и

XVIII вв. Это привело к такому необычному сплаву, как «готическое  барокко»

Южной Германии и Чехии, представлявшее собой архаическое течение в развитии

европейской художественной культуры. Во всех этих явлениях ощущался  кризис,

усталость стиля. Перво

 дачально готическая архитектура  — одно из выдающихся достижений

человеческой цысли — разрешала одну главную  конструктивную задачу:

облегчение сводов. Когда пределы легкости были достигнуты,  этот стиль

потерял конструктивную базу для развития. Его внутренние возможности  были

исчерпаны, хотя еще долго, как бы по инерции, Готика питала различные  видь!

искусства. Длительный кризис, исчерпанность форм «пламенеющей» и

«интернациональной  готики» показывал необходимость поиска новых

формообразующих принципов,  вероятнее всего, по контрасту, на основе

возвращения к классическим формам.  Так в недрах Готики подготавливался

Ренессанс. Однако этим история готического  стиля не закончилась. В

архитектуре позднего Итальянского Возрождения, в частности в постройках Дж.

Виньолы, наблюдался некоторый «возврат к Готике», включение в классическую

схему отдельных готических деталей, моду на которые  усиливал Маньеризм. В

конце XVIII —начале XIX вв. в рамках движения «национального  романтизма»

возник стиль Неоготики в Англии, Франции, Германии и России  (см. также

«Готическое Возрождение»; николаевская готика). На рубеже XIXXX  вв.

Неоготика проявилась снова уже как одно из течений искусства

  Модерна.

 История изучения готического искусства начинается в XVIII XIX вв. Еще

в начале XVIII в. архитектор английского Классицизма К. Рен был  убежден в

арабском, «сарацинском» происхождении готических соборов. Но  уже Гёте

считал их ярким выражением «германской души» («О немецкой архитектуре»,

1772).  Такого же мнения придерживались и все немецкие романтики. Их

привлекала в готической архитектуре именно иррациональность, биоподобность,

«природоподобное богатство и бесконечность внутреннего формирования» . Для

Л. Тика знаменитый Страсбургский собор «... это дерево с его сучьями,

ветвями и листьями, вздымающее свои каменные массы до самых туч... символ

самой бесконечности» 2.

 Эта идея настолько соответствовала устремлениям романтиков, что в

начале

  Шлегель Ф. Эстетика, философия, критака. М.: Искусство, 1983, т. 2,

с. 260.

 Тик Л . Странствия Франца Штернбальда. М.: Наука, 1987 с. !17.

  XIX в. возникла мысль достройки неоконченного Кельнского собора,

осуществленная в 18441848 гг. Ф. фон Шмидтом.

 Названия больших исторических стилей имеют  долгую жизнь, в течение

которой их смысл часто расширяется настолько, что  уже не укладывается в

первоначальное значение термина. Это в полной мере  относится к понятиям

Классицизм, Барокко, Ампир, но особенно справедливо по отношению к Готике.

«Готическими в древнерусской архитектуре называли  шатровые храмы XVI в.

(см. «русская готика»), памятники архитектуры годуновского  классицизма.

«Готический экспрессионизм» находят в новгородской школе иконописи.

«Готические» элементы обнаруживаются в колониальном стиле. Готика является

объектом стилизации и пародирования. Одна из картин американского художника

Г. Вуда, стилизованная под примитив, называется «Американская готика».

Новейшие американские небоскребы, как когдато в 1930х гг. снова включают

декоративные «готические» формы. Все удлиненное, заостренное, тянущееся

вверх неизбежно ассоциируется у нас с Готикой, настолько сильным оказался

образ, созданный готами более шести веков назад (см. также «мягкий стиль»;

«прекрасные мадонны»).


На главную