Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Стремление к интимному стилю оформления интерьера после шумной  и помпезной эпохи Людовика XIV появилось еще в период Регентства. Центром формирования новой культуры XVIII в. стал не дворцовый парадный интерьер, а салон, быт частного дома. Заправляли французскими салонами женщины, именно они создавали среду, в  которой формировалась новая аристократическая культура со своим языком — изящным, галантным и ироничным, с определенными правилами поведения. Женщины аристократических гостиных становились главным

объектом искусства, свою повседневную жизнь они также стремились превращать

в искусство. Для них художникидекораторы  создавали проекты, а огромная

армия портных, парикмахеров, ювелиров, живописцев,  ткачей, мебельщиков

создавали удивительные вещи. Уподобленная маскараду жизнь светских салонов

французской столицы ставилась в зависимость от моды, которая диктовалась

 фаворитками короля: маркизой де Помпадур (см. помпадур  стиль), мадам

Дюбаррд Марии Лещинской. Фигура женщины средоточие нового  стиля. Поэтому

цд оформление парадных залов или деловых кабинетов, а галантные  манеры,

костюмы предметы обстановки будуаров и спален определяли его главные

особенности.  Полвека спустя, один из главных апологетов Классицизма,

живописец Ж.Л.  Давид презрительно назвал этот стиль «эротическим

маньеризмом».

  В стиле Рококо эстетизировалось все материальное, телесное и этому,

самым  парадоксальным образом, придавалось ду. ховное значение, отчего

создавалось  ощу. щение воздушной легкости, эфемерности проявлялись

тончайшие нюансы чувства и мысли. В эпоху французского Рококо получили

наиболее яркую, завершенную  форму процессы, начавшиеся еще в «Большом

стиле» Людовика XIV: эстетизировалась не цель, а средства искусства, не

художественный образ как целое, а отдельные способы и приемы композиции. С

этим связаны некоторое «легкомыслие», чисто  французское изящество и

изощренный эротизм новой культуры. В эпоху Рококо  традиционная французская

куртуазность, так блестяще воспетая трубадурами в средневековье, принимает

несколько извращенный характер и место возвышенно  прекрасного,

недосягаемого идеала красоты занимает доступное, пикантное  и

сладострастное. При этом различия прекрасного и безобразного, волновавшие

художников Ренессанса, уже не столь существенны. Эта новая эстетика самым

непосредственным  образом отразилась в настроении изобразительного

искусства. Любимыми темами  художников Рококо стали не сила, страсть и

героика, а нежность и игра.  философские темы «Пляски смерти» и

«Апокалипсиса», чрезвычайно распространенные в позднее средневековье, эпоху

Возрождения и даже в XVII в., совершенно  исчезают вместе с ощущением

времени, которое как бы останавливается, а то и вовсе не существует. Есть

только настоящее, без прошлого и будущего. Эстетизируется само мгновение, а

не жизнь.


На главную