Рококо — один из самых «формальных» стилей, в нем важнее не «что», а «как» делается художником, не что изображено в каждом конкретном случае, д каким образом это оформлено. И в этом Рококо ближе всего музыке. Рококо есть удивительный пример «мнимой пластики» трансцендентности изобразительных мотивов, являющихся, по существу, музыкальной организацией форм. «Это победа звуков и мелодий над линиями и телом... Это уже не
архитектура тела... с извилистыми фасадами, порталы, дворы с их
инкрустациями в форме раковин, величественные лестничные помещения,
галереи, залы, кабинеты — это окаменелые сонаты, менуэты, мадригалы,
прелюдии; это камерная музыка из гипса, мрамора, слоновой кости и
благородного дерева, кантилены из волют и картушей, каденции внешних
лестниц и коньков... «allegro fuggitivo» для маленького оркестра»2.
Проблемы архитектуры в искусстве Рококо сужаются до задач оформления
интерьера. Модным словом в культуре Рококо становится «bagatelle»
(франц. безделица, пустяк, безделушка). Мелкие фарфоровые статуэтки,
шкатулки, вазы, расставляются везде, где только можно: на каминных полках,
столиках, специальных подставкахконсолях, в шкафахгорках, вытесняющих
тяжелые комоды. Усиливается мода на все экзотическое, необычное, главным
образом на восточное, китайское искусство. Наряду с китайским фарфором,
ввозимым в Европу еще в XVII в., становятся популярными лаковые панно,
украшающие стены или искусно вмонтированные в европейскую мебель, картины,
шелковые ткани с изображениями сцен из китайской жизни, пагодами, китайцами
и китаянками, пальмами, зонтиками и попугаями. Такое псевдокитайское
искусство получило название шинуазери (франц. chinoiserie — китайщина от
China — Китай), а изображения обезьянок и других экзотических животных —
сенжери (франц. singerie — обезьянничанье от singe — обезьяна). Иногда
целые интерьеры оформляются в экзотическом китайском вкусе, как, например,
в потсдамском СансСуси или ораниенбаумском Китайском дворце под
Петербургом. В орнаментальных композициях китайские мотивы могут сочетаться
с ренессансными гротесками, особое распространение полу
«Бодро, радостно текущий» (итал.). Шпенглер О. Закат Европы.
Новосибирск: Наука. 1993, т. 1, с. 372.
Кювнлье ф. фантаэш. Гравюра. Ок. 1730
чает мотив «атрибутов» — композиций из Музыкальных инструментов,
предметов охоты или сельского труда. Орнаментальный декор своей
деструктивностью и асимметричностью скрывает конструктивные членения
архитектуры и мебели.
Если в эпоху Барокко сферы деятельности архитектора, скульптора,
живописца и рисовальщикаорнаменталиста были разобщены, то в искусстве
рококо они вновь соединились. Но главным художником стал теперь не зодчий,
а рисовалыцикорнамен. талист, декоратор с бригадой помощников
исполнителей. Таким образом, представление об интерьере как о целостном
Художественном ансамбле получило наиболее полное выражение именно в эпоху
Рококо. французские художники стиля РоКоко с одинаковой тщательностью
прорисовывали лепной декор стен, зеркал, мебели, каминов, канделябров,
рисунки тканей,
На главную |