Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Рококо — один из самых «формальных» стилей, в нем важнее не «что», а «как» делается художником, не что изображено в каждом конкретном случае, д каким образом это оформлено. И в этом Рококо ближе всего музыке. Рококо есть  удивительный пример «мнимой пластики» трансцендентности изобразительных мотивов, являющихся, по существу, музыкальной организацией форм. «Это победа звуков и мелодий  над линиями и телом... Это уже не

архитектура тела... с извилистыми фасадами,  порталы, дворы с их

инкрустациями в форме раковин, величественные лестничные  помещения,

галереи, залы, кабинеты — это окаменелые сонаты, менуэты, мадригалы,

прелюдии;  это камерная музыка из гипса, мрамора, слоновой кости и

благородного дерева,  кантилены из волют и картушей, каденции внешних

лестниц и коньков... «allegro  fuggitivo» для маленького оркестра»2.

Проблемы архитектуры в искусстве  Рококо сужаются до задач оформления

интерьера. Модным словом в культуре  Рококо становится «bagatelle»

(франц. безделица, пустяк, безделушка). Мелкие  фарфоровые статуэтки,

шкатулки, вазы, расставляются везде, где только можно: на каминных полках,

столиках, специальных подставкахконсолях, в шкафахгорках,  вытесняющих

тяжелые комоды. Усиливается мода на все экзотическое, необычное,  главным

образом на восточное, китайское искусство. Наряду с китайским фарфором,

ввозимым в Европу еще в XVII в., становятся популярными лаковые панно,

украшающие стены или искусно вмонтированные в европейскую мебель, картины,

шелковые ткани с изображениями сцен из китайской жизни, пагодами, китайцами

и китаянками,  пальмами, зонтиками и попугаями. Такое псевдокитайское

искусство получило название шинуазери (франц. chinoiserie — китайщина от

China — Китай), а изображения обезьянок и других экзотических животных —

сенжери (франц. singerie — обезьянничанье от singe — обезьяна). Иногда

целые интерьеры оформляются в экзотическом китайском вкусе, как, например,

в потсдамском  СансСуси или ораниенбаумском Китайском дворце под

Петербургом. В орнаментальных композициях китайские мотивы могут сочетаться

с ренессансными гротесками, особое распространение полу

 «Бодро, радостно текущий» (итал.). Шпенглер  О. Закат Европы.

Новосибирск: Наука. 1993, т. 1, с. 372.

 Кювнлье ф. фантаэш. Гравюра. Ок. 1730

 чает мотив «атрибутов» — композиций из Музыкальных  инструментов,

предметов охоты или сельского труда. Орнаментальный декор  своей

деструктивностью и асимметричностью скрывает конструктивные членения

архитектуры и мебели.

 Если в эпоху Барокко сферы деятельности архитектора, скульптора,

живописца и рисовальщикаорнаменталиста были разобщены, то в искусстве

рококо они вновь соединились. Но главным художником стал теперь не зодчий,

а рисовалыцикорнамен.  талист, декоратор с бригадой помощников

исполнителей. Таким образом, представление  об интерьере как о целостном

Художественном ансамбле получило наиболее полное выражение именно в эпоху

Рококо. французские художники стиля РоКоко  с одинаковой тщательностью

прорисовывали лепной декор стен, зеркал, мебели,  каминов, канделябров,

рисунки тканей,


На главную