Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

Рококо — один из самых «формальных» стилей, в нем важнее не «что», а «как» делается художником, не что изображено в каждом конкретном случае, д каким образом это оформлено. И в этом Рококо ближе всего музыке. Рококо есть удивительный пример «мнимой пластики»  трансцендентности изобразительных мотивов, являющихся, по существу, музыкальной  организацией форм.

Большую роль в распространении стиля Рококо сыграла орнаментальная гравюра. Жанр орнаментального гротеска, основоположником которого во Франции еще в XVI столетии был Ж.А. Дюсерсо развивался в творчестве художников орнаменталистов эпохи Людовика XIV Ж. Лепотра и Ж. Берена, нашел свое естественное продолжение в период Регентства у К. Одрапа, А. Ватто, а наивысший взлет — в безудержных рокайльных фантазиях Н. Пино, Ж.О. Меиссонье, Д. Маро и Ф. Кювилъе.

 В 1956 г. Г. фон Грюнебаум выдвинул четыре  составные части «Классицизма как направления в культуре»:

 Чтобы отличать понятие Классицизма как одной  из основополагающих тенденций мышления и художественного направления от соответствующего  стиля, правильней говорить не «стиль классицизм», а. «стиль Классицизма». В этом случае подразумевается, что, как и во всех иных художественных направлениях, эпохах  и периодах развития искусства, классицистическое мышление может выражаться в разных  формах и художественных стилях, но наиболее соответствующий этому содержанию стиль — классицистический.

В архитектуре Классицизма существует определенный набор формальных признаков. Горизонталь преобладает над вертикалью. Композиционно выделяется ось симметрии, отсюда обычное  трехчастное деление фасада с укрупненным центральным и двумя меньшими боковыми  ризалитами. Все формы тяготеют к квадрату, окружности, полуциркульной арке. В плане особенно популярны центрические сооружения, обеспечивающие равноценность  восприятия с различных точек зрения. 

 В целом тенденция к архитектурности изображения в живописи ведет к тому, что красочность уступает  место светотеневой моделировке объемов. Художник Классицизма всегда ищет повод  для изображения обнаженных фигур, только потому, что это дает возможность продемонстрировать  конструктивное мышление.

Готика, готический стиль (франц. qothique, от итал. gotico, лат. Gothi — готы — общее название племен, вторгавшихся с севера в пределы Римской империи в IIIV вв. и  см. стиль) — исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIIIXV вв. Он возник на основе народных традиций готов, достижений  романского искусства, главным образом архитектуры, и христианского мировоззрения.

Классическая  стадия развития искусства готического стиля, так называемая «Высокая  готика», приходится на годы правления Людовика IX Святого (12261270), поздняя — Карла V и Карла VII Валуа. В XIVXV вв. Готический стиль проник в Северную Италию.  Готика явилась результатом длительной, многовековой эволюции средневекового искусства,  его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем

Формы архитектуры стали выражать христианскую идею духовности, устремления ввысь, к небу. Готические строители соревновались — кто выше поднимет своды собора. Ребристые своды складывались из мелких клинообразных камней и со временем были настолько усовершенствованы,  что становились упругими и легкими, в корне меняя представления о тяжести каменной конструкции.

Процесс дематериализации готической архитектуры приводил к тому, что из тектонической и замкнутой она  превращалась в пластическую и пространственную композицию. Готический собор —  в большей степени организация пространства, как внутреннего, так и наружного,  чем формы.

 Готика заимствовала с Востока, но не от арабов, а из Византии, идею цветосветовой организации  пространства собора, претворив ее совершенно иначе, не средствами мозаики, а сиянием цветных стекол витражей и динамикой нервюр. Новая конструкция окончательно освободила стену от нагрузки, витраж заменил традиционную роспись и мозаику, и вся стена  превратилась в одно большое окно.

 Классицизм, Классицистический стиль (нем. Klassizismus от лат. classicus — см. классика, классическое искусство). В отличие от классики, классицизм — не качественное, а функциональное понятие,  оно выражает определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном стремлении к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного образа, т. е. на рациональноидеализирующем архетипе мышления. Подобный

идеал наиболее ярко проявил себя в истории лишь однажды — в эпоху античной

классики. Поэтому в большинстве случаев преобладание на определенном этапе

развития классицистического мышления означает ориентацию на формы античного

искусства. По словам П.  Муратова, «способность возрождаться вообще

свойственна античному миру»,  что не раз повторялось в истории 

Классицизм обращен в будущее, в не в  прошлое, и в этом заключается его

художественноисторический смысл. Основой  классицистического кировоззрения

является онтологическое, f.f, вневременное, понимание красоты, убеадение в

том, что Красота вечна и ее щсоны действуют  объективно. Классищрм — это

естественное и закономерное дня определенных  этапов художественного

развития человека стремление найти точку опоры в  меняющемся мире, обрести

уверенность в будущем, спокойствие, эмоциональную  уравновешенность в

системе рационального художественного мышления, юных и завершенных в себе

представлениие(~ о пространстве и времени, строгих,  замкнутых,

размеренных, проверенных классикой формах. Поэтому Классицизм  не

локализуется в какойлибо одной исторической эпохе, художественном

направлении,  течении, стиле или национальной школе искусства. Он

встречается постоянно в самых разнообразных формах, в различные периоды и в

разных странах.

  Классицистические тенденции возникали .еще в искусстве Древнего

Египта (см. Саисское Возрождение), в эллинистическую эпоху как своеобразный

академизм  (см. неоаттическая школа). Классицизм есть осознание своего

родства с классикой. На этой традиции, по существу, выросло все европейское

искусство: древнеримское, византийское, романское, хотя программно Wo .было

сформулировано только  в эпоху Итальянского Возрождения. В дальнейшем

классицистическая традиция претерпевала Различные метаморфозы. Во Франции

классицистическое движение не прерывалось °Т раннего Ренессанса через так

называемую вторую школу Фонтенбло (см. Фонтенбло стиль, школа) к «Большому

стилю»

 —юдовика  XIV, охватившего значитель"ую часть XVII столетия,

Неоклассицизму  второй половины XVIII в., вплоть до вКадемического и

салонного классицизма  XIXXX вв. В России Классицизм господЧвовал в

искусстве второй половины

  "Ш в. (см. екатерининский классицизм),

 начале XIX в. (см. александровский  классицизм; русский классицизм;

русский (петербургский) ампир; московский классицизм; «московский ампир»),

в конце XIXtg;

 начале XX вв. (см. Модерн; русский неоклассицизм).

 Исторически сложилось так, что одним и  тем же словом «классицизм»

стали называть широкий круг разнообразных явлений.  Как метод мышления

Классицизм более других нормативен, рационален и систематичен.  Не случайно

только в Классицизме существует система правил и законченная  теория

художественного творчества. Художники классицистического направления,

начиная с эпохи Итальянского Возрождения, имели простотаки непреодалимую

страсть к написанию теоретических трактатов. Трактаты об искусстве писали

Леонардо да Винчи, Л.Б. Альберти, А. Дюрер, С. Серлио, А. Палладио,

Дж. Винъола.  Характерно, что мастера Барокко в поисках теоретического

обоснования своей работы искали его также в классицистической теории. Кроме

разрозненных высказываний и отдельных мнений художников, ни Барокко, ни

Рококо, ни иные  художественные стили и направления не выдвинули своей

теории. Когда романтики начала XIX столетия попытались сформулировать свои

творческие принципы, они снова обратились к теории Классицизма, (сравн.

пассеизм). В. Татаркевич в «Истории эстетики» формулирует основные принципы

искусства Классицизма, ссылаясь на теоретика эпохи Итальянского Возрождения

Л.Б. Альберти, который, в свою очередь, выдвинул их на основе изучения

античного искусства:

  «I. Красота является объективным качеством, свойственным реальным

предметам, а не их переживанию человеком.

 2. Красота заключается в порядке, правильном  размещении частей и

установлении пропорций...

 3. Красота воспринимается глазами, но

 оценивается разумом...

 4. Красота... является законом в природе, но целью в искусстве...

поэтому искусство способно превосходить ее.

 5. Искусство должно обладать рациональной дисциплиной, поскольку оно

пользуется наукой.

 6. План или рисунок являются наиболее существенными для зрительного

искусства...

  7. Искусство способно обращаться к важным темам и приспосабливать свои

формы к соответствующему содержанию...

 8. Великие возможности искусства были  осуществлены античностью. С

точки зрения порядка, меры, рациональности  и красоты ее творения

совершеннее природы и потому могут служить образцами  для всех следующих

поколений».

 


На главную