Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 В 1956 г. Г. фон Грюнебаум выдвинул четыре составные части «Классицизма как направления в культуре»:

 1. Прошлая (или чуждая) фаза развития культуры  признается полной и совершенной реализацией человеческих возможностей.

  2. Эта реализация усваивается как законное наследие или достояние.

 3. Допускается, что облик настоящего может быть изменен по образцу прошлого (или чуждого) идеала.

 4. Чаяния, характерные для прошлой или же чужой культуры,  принимаются как образцовые и обязательные для настоящего.

 При этом автором подчеркивалось, что нормативнонасильственная сторона

классицистических установок рано или поздно «способствует скорому признанию

тщетности своих усилий, что постоянно угрожает энтузиазму любого поклонника

классицизма» 2. Показательно, что Классицизм проявлялся наиболее сильно в

переломные фазы развития искусства. Отсюда его функции: стабилизация уже

достигнутого, канонизация художественных форм и «самостилизация». Здесь

Классицизм смыкается  с декадансом, эпигонством, но сохраняя, более

творческий характер, как правило, не переходит свои границы. Еще во IIIII

вв. н. э. власти отдаленных эллинистических провинций, следя за лояльностью

своих подданных, поощряли  их «к самоотождествлению с грекоримской

традицией» и «эллинское наследие  считали одним из благ, дарованных

императорским правлением» 3 <см. Греческое  Возрождение). Характерно, что

само слово «классический», возникшее в это же время, служило для

 Tatarkiewicz W. History of aesthetics. The Hague  — ParisWarszawa,

1974, p. 330. 2Гpюнeбayм Г. фон. О понятии и значении  классицизма в

культуре.— В кн: Основные черты арабомусулычанской культуры.  М.; Наука,

1981, с. 192. Там же, с. 193.

 обозначения качества литературного  ств. ля, «classic!» называли

образцовых, поду. чивших государственную поддержку  писателей, a

«proletarii» — плохих. Античны» классицизм в восточных, азиатских  регио.

нах становился государственной охрани. тельной политикой в области  культуру

Аналогичной была роль августовского, цдц римского, классицизма.  Точно так

же в VIIIX вв. классицизм Каролингского и Оттоновского Возрождения

способствовал стабилизации достигнутого уровня культуры. Именно в то время

была сочинена  легенда о происхождении франков от тро. янского царя

Франкуса. Стабилизирующую  роль сыграл в истории искусства Классицизм

Византийского, или Македонского, Возрождения. Классицизм оказался наиболее

подходящим для выражения гражданских идеалов «свободы, равенства, братства»

эпохи Просвещения и французской  революции. Он получил название

«революционного классицизма»; в то время говорили, что греки были зеркалом,

в котором отражались революционные идеалы  красоты, свободы и

естественности. Однако все тот же Классицизм послужил  эстетической основой

гегемонистских претензий императора Наполеона (см.  Ампир). В начале XIX

столетия влияние Классицизма было неоднозначным. С  одной стороны, он

переродился в «стиль империи», с другой, в наиболее ортодоксальных

проявлениях,—  смыкался с салонным академизмом. Третье, наиболее живое

течение, стало  основой романтического движения. Немецкие романтики,

поклонники Оссиана, изобрели «нордический эллинизм». Гёльдерлин, а вслед

за ним многие молодые немецкие живописцы К. Бпехен, К. Вагнер, И. Даль, К.

Г. Карус, Р. Кюммер, К. Д. Фридрих видели себя «только на фоне греческого

ландшафта». Но характерно, что и здесь классицизм был тут же поставлен на

службу государства (см. прусский эллинизм; «штауфеновский ренессанс»).

 Все это говорит о том, что Классицизм неоднозначен, в разное время из

него извлекались различные идеи с разными целями. Одна и та же античная

культураобразец в отдельные  периоды исторического развития обозначала

разные качества. Классическое значило больше, чем сами классики. Вероятно,

это происходило потому, что  всегда легче принимать желаемое за

действительное, придуманную сти

  доацию вместо подлинной античности. уШлегелъ говорил, что «каждый

находит 1?"древних то, что он сам ищет». Классидзм всегда кажется целью,

на самом деле дяяясь лишь средством. Аналогичной греческому, классической

была роль персидского искусства в культуре мусульманской Турции, китайского

— в Японии, индийского — во всей ЮгоВосточной Азии. .Классицизм выполняет

роль регулятора культуры, в одних случаях с прогрессивными последствиями, в

других — с регрессивными. Регрессивная роль Классицизма связана с его

перерождением  в академизм. Школьным классицизмом» в истории надували

продукт специальных  образователь ябх систем — латинских гуманитарных

даол, классических гимназий. В изобразительном искусстве — академий: Болон

ской, Римской, Парижской, Лондонской, Петербургской. В частности, в России

академический классицизм был искусственно насаждаемой системой (см. русское

академическое искусство).


На главную