Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Чтобы отличать понятие Классицизма как одной из основополагающих тенденций мышления и художественного направления от соответствующего стиля, правильней говорить не «стиль классицизм», а. «стиль Классицизма». В этом случае подразумевается,  что, как и во всех иных художественных направлениях, эпохах и периодах развития  искусства, классицистическое мышление может выражаться в разных формах и художественных  стилях, но наиболее соответствующий этому содержанию стиль — классицистический.

  Художественный стиль Классицизма представляет собой наивысшее

выражение  Идеи композиционной целостности, ясности, завершенности,

уравновешенности. Эти Принципы были впервые сформулированы Древнернмским

архитектором Витрувием:

  «совершенно то, в чем ничего нельзя изменить, ни прибавить, ни

убавить,  не потеряв целого». Замечательно, что в эпоху Итальянского

Возрождения Л.Б. Альберти без изменений повторил эту формулу:

 «композиция — организм, к которому Нельзя ничего прибавить, ни убавить

и в Котором ничего нельзя  изменить, не сделав хуже» . " В искусстве

Классицизма гармоническое единство разнообразных форм рождает удивительное чувство высшего

совершенства, абсолютной завершенности и исключает даже мысль о том, что

«Сикв стинская мадонна» Рафаэля, «Темпьетто» Браманте, «Медный всадник» М.

Э. Фальконе или «Источник» Ж.Д. Энгра могли бы выглядеть какнибудь

иначе. В подобных  случаях зритель наслаждается ощущением законченной в

себе, неизменной и не способной к дальнейшим изменениям красоты. Это дает

ни с чем не сравнимое  чувство стабильности в зыбком и меняющемся

материальном мире. Классическая  форма вызывает ощущение причастности к

высшему, Божественному Идеалу и  поэтому обладает магическим, религиозным

воздействием. Леонардо да Винчи писал:

 «В созерцании совершенных пропорций дух осознает свою Божественную

сущность» и называл идеальные математические пропорции «Божественными» не

ради красивого слова, а из глубоко религиозных убеждений. Однако парадокс

классицистического стиля заключается в том, что по мере естественного

роста, развития, неизбежного усложнения форм гармония целого так или иначе

разрушается. Классицизм как идеальное состояние крайне недолговечен и с

исторической точки зрения эфемерен.  Именно поэтому в истории Классицизм

всегда чрезвычайно быстро перерождался в Маньеризм и Барокко.


На главную