Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Ионийский стиль проникал в Афины в течение длительного времени  с берегов Малой Азии через острова Эгейского моря не без влияния эолийског) и крг.томикенского искусства. Ионические волюты, зофорный фриз и, наконец, кариатиды  — все эти элементы ионийского искусства уже были известны ранее в построенной  ионяками острова Сифнос сокровищницы в Дельфах. В ионической колоннад исчезает  всякое выражение сопротиз.чекия

силе тяжести. Колонны стоят стройными тесными рядами, свободные от зидиыых

усилий. Архитравы и фронтоны становятся предельно легкими. Зсс это создает

ощущение приподнятости и праздничной легкости. Глаз уже кс различает работы

конструкции. Непрерывная лента фриза и архитрав,  расчлененный на три

ступгни, маскируют конструктивное значение этих элементов,  в отличие от

чередующихся триглифов и метоп дорического ордера, которые  его

подчеркивают. «Дорический стиль расчленял энергично, воспринимал

конструктивно, ионический ищет мягких переходов и декоративного изящества».

 Смена дорийского стиля ионийским в античном искусстве представляет

собой истерическую параллель  перехода гегемонии от Спарты к Афкнаы.

Спартанцы были воплощением древнего дорийского духа Эллады, ефинянг — более

подвержены ионийскому влиянию. Пластическая свобода фронтонных композиций в

Век Перикла совершенно разрушила тектонику ранней греческой архитектуры.

Появление кариатид в Эрехтейоне Афинского Акрополя _ лучше всего завершает

давнее стремление греков сделать колонну как можно более пластичной, легкой

и изящной — до тех пор, пока ее не отставили совсем и не заменили наиболее

подходящей для этих целей  формой человеческой фигуры. Нечто похожее

происходило и в античной вазописи. В формах я росписи ваз целесообразная,

конструктивная выразительность постепенно  заменялась пластической,

живописной. Только один пример: в чашахкиликах черноигуркого стиля ножка и

емкость строго расчленены. Внутри место, где  прикрепляется ножка,

отмечалось маленьким кругом. Но постепенно, в период  вытеснения

чернофигурного стиля росписи краспофигуркык, этот круг стал утрачивать свою

тектоническую функцию, увеличивался в размерах и затем  окончательно

превратился в обрамление сложных сюжетных изображений, ставших  одним из

наиболее ярких примеров античной декоративной росписи. Подобный  переход от

тектонически связанной формы к пластически свободной составляет  главную

тенденцию развития античного искусства во всех его видах.


На главную