Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Итальянское возрождение (итал. rinascimento, фран. renaissance — возрождение) — переломная эпоха в  развитии итальянского и мирового искусства XV XVI вв. Художники того времени возрождали  античные формы, но вкладывали в них иное, новое содержание. Слово «возрождение»  впервые употребил в 1550г. итальянский художник Дж. Вазари, автор «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». 

Вопреки устаревшим представлениям, резко разграничивающим искусство средневековья и Возрождения, на многочисленных примерах можно видеть, как идеология Итальянского Возрождения буквально «вырастает» из христианского средневековья

  Прекрасный человек эпохи Возрождения  — не бесстрастное гармоничное тело, стасоту которого, как это было в эпоху греческой классики, может лишь исказить выражение чувств и мыслей. Все искусство Итальянского  Возрождения пронизано размышлениями о Божественной красоте и иудрости в устройстве мира. Оно было очень земным и одновременно возвышенным. 

 Постепенно, с распространением идей гуманизма о подражании  природе и возвеличивании человека, художники стали осознавать, что самой прекрасной формой в природе является человеческое тело. Именно здесь «древние» стали образцом.  Изображение человеческой фигуры в скульптуре и живописи становилось все весомее,  материальнее. 

Византийские влияния достаточно сильно ощущались на всей территории Италии и даже в творчестве художников римского классицизма. Так, в VIII IX вв. получил широкое распространение тип «римской»  иконы Богоматери Одигитрии (греч. Odighitria — Путеводительница, или Наставница),  пришедший из Византии через италокритскую школу.

Так, в итальянской скульптуре постепенно формировалось особое чувство формы, пластическое качество, так ярко отличавшее итальянское искусство XV XVI вв. от искусства Северного Возрождения Германии и Нидерландов. На севере развивались традиции орнаментальности, декоратиеизма и графического начала, в Италии — объемность,  пластичность формы.

Ренессанс даже не коснулся подлинной античности — где уж было ему понять ее и «возродить». Абсолютно полоненное литературными впечатлениями сознание флорентийского кружка  пустило в ход это соблазнительное название — возрождение античности... в архитектуре... все античные детали ничего не значат, сами по себе, если они самим способом их применения выражают нечто неантичное». 

 Принципиально новым было и использование мотива аркады, не имевшего прототипов в античном искусстве. Греки вообще не использовали арку, римляне не опирали импосты арок непосредственно на колонны. Брунеллески, а за ним и другие, смело использовал чисто арабский принцип, вероятно, приняв его за античный, связав в единую конструкцию колонну и арку.

Искусство Итальянского  Возрождения крайне неоднородно. В своем развитии оно прошло ряд очень разных,  почти взаимоисключающих этапов. Период XIII в., так называемое дученто (итал. duecento — двести, двухсотые годы), является предренессансным, иногда его называют проторенессансом (от греч. protos — первый, изначальный). Еще в XIIXIII вв. в  архитектуре Тосканы, в г. Флоренции появляется новый архитектурный стиль, непохожий  на готику. В 1260е гг. работавший в г. Пизе скульптор Никколо Пизано опирался на позднеантичные и раннехристианские образцы.

Итальянское кватроо — это мечты, сны наяву, какаято Цетская радость узнавания, восхищение Только что открываемыми возможностями Искусства. В представлении кватрочентистов  самым невероятным образом смешизвались сюжеты Библии, рыцарских легенд, античных  мифов и непосредственные впечатления реальной жизни.

Художники Итальянского  Возрождения, в отличие от своих предшественников, средневековых мастеров, стали искать Божественную красоту не в небе, а на земле, стремились понять Божественное  через земное, да к тому же, отождествив его с красотой античных форм. Это было  невозможное сочетание. Отсюда вся неустойчивость, скоротечность и даже трагизм  эпохи Возрождения. Ее сенсуализм был порождением и закономерным следствием

средневекового спиритуализма, но он оказался менее цельным и исторически

прочным. Искали  высшую, Божественную красоту в идеальных формах

человеческого тела, но  находили несоответствие. Отсюда странность и

дисгармония знаменитого мике

  Ф у к с Э . Иллюстрированная история нравов. М.: Республика, 1912.

(1993, т. 1, с. 500).

 Палаццо Веккьо. Флоренция. 12981314

 ланжеловского  «Давида». Существовало и еще одно следствие этого

противоречия. Идеальное в эпоху Итальянского Возрождения не рассматривалось

как таковое. Например,  изобразительное пространство фрески Рафаэля

«Афинская школа» с вымышленной,  совершенно нереальной с точки зрения

масштабности архитектурой и «идеальными»  фигурами даже в наше время

воспринимается как подлинное, реальное продолжение пространства ватиканских

Станц. Поэтому она и производит столь ошеломляющее впечатление, несмотря на

тесноту помещения. «Вымышленность» и скоротечность  Итальянского

Возрождения усиливало и то, что, как ни странно, в отличие от других стран,

например Франции и Германии, средневековая Италия не сумела  создать

оригинального художественного стиля. На протяжении столетий в итальянской

церковной архитектуре сохранялись традиции раннехристианской базилики с

отдельно стоящей колокольней кампанилой. Все готические влияния для итальянцев были

чужеродными и заимствовались в основном на Севере, лишь частично, не

затрагивая традиционных  основ. Эта консервативность и художественная

несамостоятельность Италии объясняется прежде всего тем, что непрерывные

войны на ее территории, ставшей  ареной пересечения интересов других

государств, привели к политической раздробленности и подчинению отдельных

частей Италии иноземным правителям.  В Северной Италии, Ломбардии, Сьене

сказывалось влияние Готики, Венеция  находилась до Хв. под владычеством

Византии, Неаполь и Сицилия принадлежали Испании. Сильным было воздействие

памятников византийского и арабского искусства в Сицилии, а в Центральной и

Северной Италии работало множество  французских и нидерландских мастеров.

Знаменитый «инкрустационный стиль»  архитектуры Флоренции возник не без

влияния мавританского искусства. Итальянский  проторенессанс сложился под

воздействием памятников Древнего Рима. Не случайно  на первых порах за

образец были взяты формы римской, а не греческой архитектуры,  которые в

Южной Италии были у всех на глазах. Средневековым традициям итальянской

архитектуры  больше соответствовала романская стена, а не греческая

колоннада, аркады, а не портики. Итальянские города оставались крепостями

на осадном положении. Парадоксальным может показаться и то, что Итальянское

Возрождение началось не в самой Италии, а в Нидерландах. Именно там, в

Нидерландах, отмечал В. Гращенков, «в окружении феодальной и придворноры

царской культуры, родилось  новое европейское искусство — искусство

реалистической масляной живописи. Не Дюрер, а Ян фан Эйк стоит у истоков

Северного Возрождения» . Добавим, что не только Северного, но и Южного,

итальянского. На территории Италии в силу особо удачных географических и

исторических условий слились два  художественных потока, две традиции. С

Востока — древняя эллиныетиичгсковизантийская  культура, выразившаяся в

иконописном каноне, в рам

 Гращенков В.  Кинга О. Бенеша и проблемы Северного Возрождения.— В

кн: Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М.: Искусство, 1973, с. 16.

 ках которого была выработана  строгая полная высочайшего духовного

смысла иконография и символика. С СевероЗапада — рожденный в Нидерландах

пантеизм натурализм и новая техника  масляной жд. вописи, позволившая

наиболее полно ред. лизовать давно назревавшие  натуралистические

устремления художников, достигавших еще в средневековье  изощренного

иллюзионизма. Встретившись в Италии, эти два потока и произвели  довольно

неожиданное «обмирщение» средневековых образов. Н. Кондаков прямо  заявлял,

что Италия в эпоху Возрождения «перерабатывала византийскую традицию»,

причем это «распространялось не только на живопись дуччьо или Чимабуэ, но

и Джотто». Искусство Южной Италии и Сицилии он называл «грекоарабским» и

подчеркивал  его тесную связь с италокритской школой. 


На главную