Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

В эпоху Александра Македонского преобладающее значение получает  еще более деструктивный стиль — коринфский. Ведь коринфская капитель — это изображение в камне корзины или букета с листьями гкакта, на которые опереть ничего нельзя. Знаменитый Памятник Лисикрата (334 г. до н. э.} — типичный пример абсолютно нефункционального  и, с конструктивной точки зрения, ложного архитектурного сооружения, рассчитанного  лишь на внешнее впечатление монументальности. Стена ничего не несет, а колонны  приставлены

к ней для красоты. Таковы тенденции позднего греческого исьусатва  (см.

эллинизма искусство). Коринфский ордер не случайно наиболее широко

использовался римлянами в чисто декоративных целях.

 Античное искусство существует, в  силу особенностей древнегреческого

художественного мышления, «вне времени и пространства», оно антк исторично.

Древние греки не учитывали фактор времени, что вполне согласовьгвалось с их

мироощуще нием и представлениями мира как замкнутого и неподвижного

целого. Когда персы разрушили Акрополь,  афиняне, решив отстроить его

заново, сбросили вниз все, "то осталось, включая даже целые, непострадавшие

фрагменты. Судя по всему, они перестали  их воспринимать как произведения

искусства, хотя те имели магическое, культовое  значение. Так, сохранились

знаменитые архаические «коры» (от греч. icora  — девушка), замурованные в

качзстве простых камней в основание стеи нового Афинского Акрополя.

 В качестве главной характеристики художественного  стиля античного

искусства часто выделяют «телесность» и «осязательность»  формы.

Действительно, на основе геометрического стиля архаики в античном  искусстве

постепенно вырабатывался отвлеченный идеал «телесности», з;ак  в

архитектуре, так и в скульптуре, живописи, росписи. Характерно, что у

пифагорейцев особо почиталось понятие «четьерицы» (греч. tetrahton) —

единства точки,  линии, поверхности и объема, символизирующее «принцип

телесности». Телесность,  или «осязательная ценность» аптячиого

изобразительного искусства наиболее полно проявилась в творчестве великих

художников периода греческой к.;асси:;я Псликлета и Фидия, после чего

дальнейшее развитие стало невозможным. Это  был предел совершенства в

границах дгнього сткля. В период эллинизма, идеал совершенной статичной и

замкнутой в себе формы был разрушен. Он возки»; снова на короткое время в

творчестве выдающихся художников Итальянского  Возрождения флорентийской и

римской школ XVXV! вв., но снова был преодолен в искусстве Барокко.


На главную