Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

Античное искусство  (от лат. antiquus — древний) — исторический тип искусства. Античностью называют  эпоху Древней Греции и Рима

Материковая Греция представляет собой ряд относительно изолированных невысокими горными хребтами районов, каждый из которых имеет свои природные условия и неповторимый  пейзаж. Это обстоятельство способствовало сохранности отдельных и еще очень слабых  очагов цивилизации от истребительных войн и массового переселения народов, какое  имело место, к примеру, в степных районах Азии.

 Антропоморфизм мироощущения древних греков не столько был новшеством культа, сколько свидетельствовал о духовном рождении человека, свершившимся спустя, может быть, несколько миллионов лет после его физического появления на планете Земля. Отсюда величие  эллинского искусства, прежде всего — архитектуры и скульптуры как изображения  или, точнее, преображения одухотворенного человеческого тела.

Греческая скульптура архитектонична, а архитектура изобразительна, скульптурна. Границы между архитектурой, скульптурой, росписью, вазописью, торевтикой, глиптикой были относительны и подвижны, точно так же, как между конструкцией и внешней формой. Все было целостно и находилось в счастливом равновесии. Но эта гармония возникла  в результате длительного процесса художественного, образного осмысления первоначальных  утилитарных конструкций.

Ионийский стиль проникал в Афины в течение длительного времени с берегов Малой Азии через острова Эгейского моря не без влияния иолийского и крг.томикенского искусства.  Ионические волюты, зофорный фриз и, наконец, кариатиды — все эти элементы ионийского  искусства уже были известны ранее в построенной ионяками острова Сифнос сокровищницы  в Дельфах.

В эпоху Александра Македонского преобладающее значение получает  еще более деструктивный стиль — коринфский.  Ведь коринфская капитель — это изображение в камне корзины или букета с листьями  гкакта, на которые опереть ничего нельзя. Знаменитый Памятник Лисикрата (334 г.  до н. э.} — типичный пример абсолютно нефункционального и, с конструктивной точки зрения, ложного архитектурного сооружения, рассчитанного лишь на внешнее впечатление монументальности.

 Вместе с тем, античная  скульптура принципиально геометрична. Б. Фармаковский отмечал, что «греческое искусство всегда до известной степени — искусство геометрическое... античная классическая скульптура — это высшая стадия развития геометрического стиля, присущего грекам  еще с архаических времен. Греческое искусство выросло из геометрического стиля,  и по своей сути этот стиль никогда не менялся»

Весьма примечательно, что в лучших статуях античности головы — совсем не самые главные части фигур, они трактованы точно так же, как, скажем, рука, бедро, стопа. Это застывшие маски, которые вследствие своего отвлеченного  геометрического характера не только не несут характерных этнических или психологических черт, но даже не имеют явных признаков пола.

 Несколько иной характер имело искусство Древнего Рима, прежде всего архитектура. Существует упрощенный взгляд, что римляне в области искусства все переняли у греков и не  создали ничего своего. Действительно, они с легкостью и мудрой практичностью заимствовали  культурные достижения завоеванных стран

Романское искусство (франц. Romanesque, исп. romanico, нем. Romanik от лат. romanum  — римский) — обобщающее название различных памятников: второго после раннехристианского  периода развития искусства западноевропейского средневековья (см. средневековое  искусство). Термин «романский», появился в начале XIX в., когда историки и художникиромантики,  открыв для себя искусство раннего средневековья заметили, что архитектура этой  эпохи внешне напоминает древнеримскую. 

 Орнаментика романского искусства, большей частью заимствованная на Востоке, основывалась на предельном обобщении, геометризации и схематизации изобразительного образа.  Во всем чувствовалась простота, мощь, сила, ясность. Романская архитектура — характерный  пример рационального художественного мышления. Одна из архитектурных форм раннего  романского искусства — центрическая купольная постройка, композиция которой берет  свое начало от Пантеона, построенного сирийцем в 118 125 гг. н.э. в Риме, и развитая в дальнейшем в баптистерии в Равенне и дворцовой капелле Карла Великого в Аахене.

Характерно отсутствие какой либо определенной программы в  размещении декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских —  они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы игарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считает, что вся эта фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Новые импульсы  получило развитие романского искусства  в период правления Карла Великого (768814, см. Каролингское Возрождение) и в связи с основанием в 962 г. «Священной  Римской империи» Оттоном I (936973). Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали  традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где в течение столетий  бережно сохранялись традиции античной культуры.

 Античные живописцы пользовались  всего четырьмя красками: желтой, красной, белой к черной, но не потому, что были равнодушны к цвету. Пестрая раскраска зданий и статуй свидетельствует как раз об обратном. Скорее и здесь сказалось осязательное отношение к форме и игнорирование пространственных задач.

 Голубой и зеленый цвета, эмоционально выражающие  воздух и

пространство, даль моря и бесконечность неба, были у греков всегда  перед

глазами, но в их живописи не использовались, поскольку это была не  живопись

в современном смысле слова, а «телесное» изображение фигур, как  бы

раскрашенная скульптура на плоскости. Характерно, что в греческом и

латинском языках вообще не было слов для обозначения понятия «пространство

. Греческое «topos», или латинское «focus» означает «место», «конкретная

местность»,  а латинское «spatiuin» — «поверхность какоголибо тела»,

«расстояние на  кем между двумя точками», а также «земля», «почва» в

совершенно материальном  смысле. Античная эстгтика еще не выработала

абстрактного понятия пространства и времени. Даже понятие масштабности было

не известно древним грекам и заменялось ими пропорциональностью, выраженной

в целых числах и кратных соотношениях. Показательно, "то античные строители

не пользовались  иррациональными числами египтян, а пропорцчокнроБйннв

храмов вели на основе построения квадратов. Лишь позднее, в средневековье,

идеал кратности снова  уступил место иррациональной динамике готических

соборов. Об отсутствии понятия масштабности в древнегреческой архитектуре

О. Шуази писал: «Геометрия  неразрывно сопутствовала греческой

архитектуре... гракк... подчиняют размеры всех элементов здания модульному

канону... Так, например, удваивая обмеры фасада, они одновременно удваивают

высоту дверей и высоту ступеней. Исчезав!  всякая связь между назначением

конструктивных частей и их размером; не  остается ничего, что могло бы

служить масштабом эданкя... В архитектуре  храмов греки признают

исключительно ритм. Их архитектурные произведения,  по крайней мере

относящиеся к последнему периоду, представляют собой как  бы отвлеченную

идею... они не вызывают никаких представлечнй об абсолютных  величинах, а

только соотношений и впечатление гармоник» . Но, как это ни  парадоксально,

геоглетрический стиль древнегреческой архитег;туры живописен.  Легкая

курватура (лат. curvatura — кривизна) — отступление от прямых линий,  слегка

искргвленные контуры и «свободно нарисованные» детали, а также органическая

связь архитектуры с окружающим пейзажем создает г целом крайне живописный

образ, даже если брать в расчет его полихромию. Но греки еще и ярко

раскрашивали  детали архитектурного орнамента зеленой, синей и красной

краской и даже  обводили их черным контуром. На глубоком синем фоне

фронтонов вырисовывались белые или позолоченные скульптуры. Рельефы метоп

расцвечивались красным и синим. Это делалось, отчасти, с расчетом, что

цветовой контраст смягчит резкие тени, могущие при ярком солнце исказить на

расстоянии рисунок фигур. В ионийском ордере преобладали красные и синце

цвета с позолотой. Плиты  потолков окрашивались в яркосиний цвет. Весь

камень, кроме мрамора в позднейших  постройках, оштукатуривался и был

расписан. Капители украшались деталями из позолоченной бронзы. В античном

искусстве еще не произошло разделения  функций архитектуры, скульптуры и

живописи. Именно отсюда живописность  архитектуры и «скульптурность»

живописи.


На главную