Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

Стремление русских художников к организации целостной «художественно романтической» среды проявилось в необычайно ярком явлении культуры «fin de siecle» — знаменитых «дягилевских сезонах» в Париже. Балетные постановки С. Дягилева с их соединением театра, музыки, искусства костюма и декорации называли «утонченной стилизацией модерна». Национальные мотивы, стремление к созданию неорусского стиля  проявились в деятельности абрамцевского кружка и мастерских Талашкино. Причем  характерно, что

ретроспективизм «русского стиля», к примеру в графике Е.  Поленовой, соединялся с

интернациональными при. емами стилизации и обобщения  форму выработанными

английским модернои У. Крэйна или французским Ар Нуво. Это говорит о том,

отдельные течения в искус. стве Модерна не существовали  изолиро. ванно, а

тесно взаимодействовали. Общая тенденции сближали творчество столь раз. ных художников, как О. Вагнер

и ф. Шзд. тель, Г. Климт и М. Врубель, А. Ван д;

 Велде и Л. Бакст. Их соединяло настойчивое стремление  к эстетизации

отдельньи формальных приемов: «органогенности» плоскостности,

орнаментальности...  Вот почему, наряду с термином «период Модер. на»

возможно использование понята» «стиль модерн», объединяющего в себе то

новое, что появилось в те годы в искусстве разных стран.

 Для «стиля модерн» главным принципом стала стилизация, но не в смысле

интерпретации форм художественных сти I лей прошедших эпох, как это было в

период Историзма второй половины |  XIX в., а в смысле тенденции

подчинения ] всех элементов композиции какомулибо  1 одному,

формообразующему началу. Таким началом могло служить все что  угодно:

исторические и национальные стили, элементы народного и примитивного

искусства (Абрамцево, Талашкино), природные формы (флореальное течение),

геометрический мотив («Венские Мастерские», Й Хоффманн), новые конструкции

и свойства новых материалов — стали, стекла, ( бетона (конструктивное

течение). В каж i дом случае художники Модерна искали g целостности,

органичности,  гармонии 1 ансамблевых решений — изображения и ( плоскости,

отсюда атектоническая  декоративность рельефов и росписей, как бы s

вырастающих из поверхности стен зданий;

 орнамента и конструкции — «орнаментализации» конструктивных элементов

— i стальных каркасов, железных решеток, формы и пространства,  интерьера и

экстерьера.


На главную