Особое место занимал в искусстве Модерна символизм. В качестве самостоятельного художественного течения символизм получил развитие преимущественно в литературе, в особенности в поэзии начала XX в. В России этот период получил название «серебряного века», во Франции символизм быстро переродился в сюрреализм. Изобразительное искусство по своей природе менее подходит для выражения символистских образов, туманных и неясных, поэтому живописцы и графики, считавшие себя символистами, как, например, И. фон Штук, часто впадали в салонный и ЗДащавый натурализм с примесью пошловатых аллегорий, с двусмысленной, примитивной эротикой. Однако в
архитектуре ДЧмволизм дал неожиданные плоды. Наи
Елее фантастические формы .символизм одерна приобрел в Испании, в
творчестве гениального архитекторасимволиста ж
А. Гаудй. Его невероятные, с точки зрения здравого смысла,
произведения — нечто среднее между реминисценциями средневековья и плодом
сюрреалистического воображения, свойственного национальномукатолическому
мистицизму Испании. Стиль Гауди назвали «каталонским модернизмом».
В искусстве Модерна с большой силой проявился сентиментализм и
пессимизм, недаром в России «стиль модерн» грустно именовали «вообще
последним стилем». Трагическое противоречие, «безысходность» Модерна
состояла в том, что искусство этого периода разрывалось между идеальными
устремлениями стилизации жизни, художественного синтеза, символизмом форм и
рационализмом, прагматизмом технического века. Отсюда все несуразности,
противоречия, надломленность и даже порочность многих произведений
художников Модерна.
В последние годы, накануне первой мировой войны, искусство Модерна,
главным образом архитектура, сменило свою пластичность, «органогенность» на
конструктивную ясность, простоту, рациональность, аскетизм. Возникло
течение «модернклассицизм», или модернизированная классика, представленное
в Петербурге творчеством ф. Лчдваля, М. Лялевича, А. фон Гогена, Н.
Захарова, М. Перетятковта. Это течение близко соприкасалось с возникшим
сначала в Швеции и Финляндии, а затем в Петербурге, в рамках национально
романтического движения, «северным модерном». Одновременно появились еще
более радикальные течения неоклассицизма и конструктивизма, окончательно
противопоставившие себя идеалам раннего Ар Нуво. В архитектуре «чистыми
классиками» в это время слыли И. Фомин, А. Таманян, В. Щуко, А. Щусев, И.
Жолтовский. В живописи и графике — В. Шухаев и А. Яковлев. Вместе с тем,
правы те, кто считает, что Модерн нельзя «модернизировать», включая в него
позднейшие течения, которые тогда еще только зарождались и выделились из
искусства Модерна позднее.
На главную |