Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Импрессионизм (франц. impressionnisme от impression — впечатление)  — в конкретноисторическом значении течение французской живописи последней трети XIX в. Весной 1874г. группа молодых художников живописцев: К. Моне, О. Ренуар,  К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега. П. Сезанн. Б. Моризо, проигнорировав жюри официального  Салона, устроила собственную выставку. Всех этих очень разных художников объединила  общая борьба с консерватизмом и академизмом в искусстве. Импрессионисты провели

восемь выставок, последнюю — в 1886г. Этим десятилетием собственно и

исчерпывается история импрессионизма как художественного течения, после

чего каждый из  художников пошел своим собственным путем (см.

постимпрессионизм). Пушка перед Спасскими воротами. Москва (отлита в1586 г. Самый крупный в мире калибр 890 мм. Сейчас находится в Кремле) Вторая половина XIX века.

 Одна из картин, представленных на первой выставке «независимых», как

сами себя  окрестили художники, принадлежала К. Моне и называлась

«Впечатление. Восход солнца». В появившемся на следующий день газетном

отзыве на выставку критик Л. Леруа всячески издевался над отсутствием

 «сделанности формы» в картинах, иронически склоняя на все лады слово

«впечатление» (impression), будто  бы заменяющее в работах молодых

художников подлинное искусство. Против ожидания, новое слово, произнесенное

в насмешку, прижилось, поскольку оно как нельзя лучше выражало то общее,

что объединяло всех участников выставки — субъективное переживание цвета,

света, пространства. Стараясь максимально  точно выразить свои

непосредственные впечатления от вещей, импрессионисты,  освободившись от

традиционных правил, создали новый метод живописи. Его  суть состояла в

передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов на  поверхности

предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму

в окружающей световоздушной среде. Импрессионистический метод стал, таким

образом, максимальным выражением самого принципа живописности.  Живописный

подход к изображению как раз и предполагает выявление связей  предмета с

окружающей его световоздушной средой. Сущность импрессионистического

видения  природы и ее изображения заключается в ослаблении активного,

аналитического  восприятия трехмерного пространства и сведения его к

двухмерности, определяемой  плоскостной зрительной установкой, по

выражению А. Хилъдебранда, «далевым смотрением на натуру», что приводит к

отвлечению изображаемого предмета  от его объемноконструктивных,

материальных качеств, слиянию со средой, почти полного превращения его в

«видимость», внешность, растворяющуюся в свете и воздухе. Не случайно П.

Сезанн позднее называл лидера французских импрессионистов К. Моне «только

глазом».

 Эта «отстраненность» зрительного  восприятия приводила также к

подавлению «цвета памяти», т. е. связи цвета  с привычными предметными

представлениями и ассоциациями, согласно которым небо всегда синее, а трава

зеленая. На картинах импрессионистов в зависимости от рефлексов небо может

стать зеленым, а трава синей. Моне, а за ним К. Писсарро и Ж. Сера первыми

в истории живописи начали писать траву в тени синим кобальтом, а на солнце

золотистой охрой.. Законам зрительного восприятия  здесь приносилась в

жертву «объективная правдоподобность». Сера с восторгом рассказывал

 всем, как он открыл для себя, что оранхе. вый прибрежный песок в тени

— ярко. синий. Так в основу живописного метода был положен принцип

контрастного вое. приятия дополнительных цветов.


На главную