Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Вместе с тем, античная скульптура принципиально геометрична.  Б. Фармаковский отмечал, что «греческое искусство всегда до известной степени — искусство геометрическое... античная классическая скульптура — это высшая стадия развития геометрического стиля, присущего грекам еще с архаических времен. Греческое искусство выросло из геометрического стиля, и по своей сути этот стиль никогда не менялся» . Геометриям скульптуры, основанный на точном расчете и модульности  пропорций, получил нормативное выражение в знаменитом «Каноне» Поликлета из Аргоса (432г. до н.э.). Согласно правилу

Поликлета, у идеально сложенной фигуры  величина головы составляет одну

восьмую роста, а торс вместе с головой также относится к тазу и ногам, как

ноги к торсу или плечо руки к предплечью и кисти. Фигура человека, таким

образом, делится во всех своих отношениях на три, пять, восемь и т. д. Густав Курбе. «Дробильщики камней». 1849 г. Холст, масло. 1,6 х 2,6 м. Бывшая Дрезденская картинная галерея. Погибла в 1945 г.

частей согласно принципу «золотого сечения». Особенно заметна геометрия в

трактовке деталей: голов, рук и ног античных статуй. Их лица всегда

абсолютно симметричны. Симметрична и геометризована форма волос, лицевая

часть независимо от характера и типа изображаемого человека делится на три

равные части по высоте, разрез рта по длине точно вписывается в расстояние

между крыльями носа или внутренними  уголкамн глаз. Именно в этом

геометризме следует искать причину внешней  бесстрастности античной

скульптуры, даже если она изображает человека в  движении, состоянии

физического или эмоционального напряжения. В таких  случаях о движении

фигуры говорит только ее поза, но никак не напряжение  мускулов или

выражение лица. Если взять фрагмент репродукции знаменитой  статуи Мирона

«Дискобол», изображающей голову атлета, то будет трудно догадаться, что это

часть фигуры, выражающей готовность к мощному движению,— до того

бесстрастно и статично лицо, как, впрочем, и вся мускулатура.

 Стиль древнегреческой скульптуры времени ее расцвета, несмотря на

разнообразие представляющих ее мастеров, образует единое и неделимое целое.

Это — уравновешенность и однозначность в трактовке характера героя — воина,

атлета, внутренний мир которого лишен борьбы чувств и мыслей настолько,

что его изображение  могло бы только «испортить» красоту идеальной,

статичной формы. Индивидуализация образов, как и искусство портрета вообще,

было чуждо античной классике.  Исключение составляет лишь искусство

эллинистической и римской эпох. Античных  богов или героев, лица которых

менее всего индивидуальны и удивительно похожи одно на другое, мы различаем

только по их типичным позам и атрибутам.  Вероятно, по этой причине даже

сильно поврежденные фрагменты греческой скульптуры, с утраченными головами

и руками,— «антики» — сохраняют свою  красоту и гармонию. И трудно не

поймать себя на мысли о том, что им не нужны руки и головы, с ними, быть

может, они выглядели бы даже хуже. Идеальное  содержание греческого

искусства лучше всего выражалось не в портрете, а  в пластике обнаженного

тела и движении драпировок.


На главную