Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Вместе с «коричневым тоном» старых мастеров и презираемых академистов импрессионисты отбросили и всю глубину живописи, ее душу как выражение трансцендентного устремления к пространствен, новременной бесконечности и заменили ее внешним,  поверхностным смотрением на предмет, абстрагируя его от всех смыловых связей. Вот почему вместе с наступлением импрессионизма «душа живописи отлетела». Наверное, в определенном смысле это было торжеством

материализма и буржуазного прагматизма над идеализмом Пуссена и Рембрандта,

Леонардо и Рафаэл», Джорджоне и Эль Грека. Именно с импрессионизма, что

характерно для второй половины XIX столетия, начался глу

 А л п а т о в М . Поэтика импрессионизма.— ° Кн.: Этюды по всеобщей

истории искусств. М.: Гаспару Феликсу Турнашону (1820-1910), больше известному под именем Надар, удалось привлечь в свое ателье многих прославленных деятелей Франции. Подобно большинству первых фотографов, он начинал, как художник, но предпочел кисти объектив

 в. художник, 1979, с. 132.

 бокий разлад  изобразительного искусства, приведший впоследствии к

нигилизму модернистов.  В наиболее последовательное выражении

импрессионистический метод заводит живописца в тупик. Весьма примечательно,

что первооткрыватели импрессионизма это хорошо чувствовали и, в отличие от

своих эпигонов: неоимпрессионистов. дивизионистов, пуристов, орфистов, абст

рактивистов, как правило, не переходили  грань, отделяющую живое и

непосредственное творчество от намеренного уничтожения  художественной

формы. М. Волошин, по собственным впечатлениям от парижских  выставок,

писал: «импрессионистские пейзажи одним почерком вычеркнули весь

критический опыт глаза, который миллионы лет учился определять пространство

по внешним перспективным признакам... такие пейзажи мог писать только узник

из окна темницы». И далее, ссылаясь на французского критика Р. де Ла

Сизеранна, подводил итог: «Мы впитали импрессионизм глазами и он кончился»,

но «когда  современным любителям надоест видеть у себя в салонах эти

куриозитеты палитры, то импрессионисты всетаки не будут забыты в подвалах,

подобно плохой живописи. Они займут почетное место в мастерских художников

рядом с шеврелевскими кругами дополнительных цветов 2. Там эти произведения

будут на своем месте, окажут свои услуги. Импрессионизм это не живопись —

это открытие». И, вместе с тем, это «не временное течение, а вечная основа

искусства» 3.

  Как художественное течение импрессионизм действительно очень быстро

исчерпал свои возможности, даже импрессионисты первого поколения ощутили на

себе всю пагубность своего метода. Если их самих, по словам А. Бенуа,

объединял «какойто особенный вкус жизни» и этому не вредили «ни разность

взглядов  и характеров, ни общественное происхождение, ни даже личная

вражда», то их поздние картины свидетельствуют о глубоком кризисе. 4 По

мнению Алпатова,  «чистого импрессионизма, вероятно, не существовало...

Импрессионизм — не доктрина, он не имел канонизированных форм... фран

 2 См. Шеврейль МишельЭжен. Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука,

1988, с. 220221.

 А. Бенуа размышляет... М.: Сов. художник, 1968, с. 383.

 цузским художникам импрессионистам в различной степени присущи те или

иные импрессионистические или неимпрессинистические черты, и если мы будем

отсеивать тех, кто от импрессионизма отступал, останется только разве один

Клод Моне, да и у него далеко не все картины будут признаны  вполне

импрессионистичными» . «Классический» французский импрессионизм был слишком

узок, и немногие всю жизнь оставались верными его принципам, возможно — К.

Писсарро и эволюционировавший лишь внешне О. Ренуар.


На главную