Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 Содержание понятия «импрессионизм» намного шире названия течения французской живописи последней трети XIX в. Как творческий метод, система мироощущения и самовыражения художника «импрессионизм», вероятно, всегда присутствовал в истории искусства задолго до появления этого слова. О.

Шпенглер в своей нашумевшей книге «Закат Европы» писал о живописи Леонардо

да Винчи: «Его вызывающий удивление sfumato 2 есть первый признак отречения

от телесных границ ради  пространства. Отсюда начинается импрессионизм...

импрессионизм есть широкое  выражение определенного мирочувствования, и

этим объясняется тот факт, что им проникнута вся физиогномика нашей поздней

культуры. Существует импрессионистская  математика... существует

импрессионистская физика... этика, трагедия, логика»

3. По мнению

Шпенглера, импрессионизм — одна из характерных черт разрушения целостности

мировоззрения, признак  «заката Европы». Б. Христиансен определял

импрессионизм как разрушающую  «эстетическую тенденцию, которая, как

возможность, скрыта во всяком расцвете  искусства» . Показательно также

полное непонимание импрессионизма людьми,  далекими от живописного

мироощущения, с дидактическилитературным складом мышления. Русский критик

В. Стасов крайне враждебно относился к импрессионизму  и утверждал, что

импрессионисты «забывали и человека и его душу» 5. Дру

  А л п а т о в М. Поэтика импрессионизма— В кн.: Этюды по всеобщей

истории искусств. М.:

 Сов. художник, 1979, с. 128. 2 Затуманенный, неясный (итал.). Шпенглер

О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993, т. 1, с. 286, 295.

 Христиансен  Б. Философия искусства. СПб., 1911, с. 255.

 Стасов В. Избр. соч.: В 3х т. 1952, т. 3, с. 555.

 гие, как Я. Тугендхольд, Н. Радлов, принц. мали  субъективизм

импрессионистов за «объективность и обезличенность». В руд.  ской живописи,

испытавшей сильноевлия. ние иллюстративности «натуральной  школы»,

импрессионизм не привился. Отдельные попытки К. Коровина, В. Серова  Н.

Фешина, И. Грабаря выглядят лишь подражаниями.


На главную