Архитектура Курс лекций по истории искусства Эпоха Возрождения Машиностроительное черчение

Гуманитарный факультет

 И все же, после французских импрессионистов мир живописи стал  иным. Художники уже не могли писать постарому. Прав был Волошин, утверждавший, что мы воспринимаем мир «глазами своих живописцев» Однако изменения мировосприятия, сыгравшие столь роковую роль для всего развития искусства XX в., не были отрешением от условностей изобразительного искусства. Очень

точно в этом смысле высказывание А. Хаузера о том, что импрессионисты не

стали писать ближе к природе, чем, скажем, художникиакадемисты, они лишь

«ввели новые ус. ловности формы и  цвета, от которых пос ледующее

поколение не могло отделаться... это был  лишь новый эквивалент точности

воспроизведения» 7 и, вероятно, новый этап развития аналитических тенденций

формообразования. Не случайно понятие  импрессионизма впоследствии

распространяли даже на течение символизма в  живописи Модерна. И

действительно, отвлечение цвета от формы превращало  объекты изображения в

зыбкие символы реальности. Импрессионистическое изображение  символично в

силу его двойственности: натуралистичности и субъективности  одновременно. В обычных изложениях истории живописи катакомб сказанное принималось большинством исследователей, причем, как правило, считалось достаточным указание на христианское происхождение этой живописи.

В тоже время в процессе развития  импрессионистического метода

субъективность живописного восприятия преодолевала  предметность и

поднималась на все более высокий формальный уровень, открывая  пути всем

течениям постимпрессионизма, в том числе символизму Гогена, экспрессионизму

Ван Гога. На следующем этапе художественного развития абсолютизировались и

дифференцировались  уже не ощущения, а сами средства изображения. Не

случайно французский писатель  П. Адан назвал импрессионизм «школой

абстракции». Художников переходного периода, в том числе набидов, иногда

назы

 Вояошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988, с. 212.

 7 Н а ч s е г А . The Philosophy of art history. NewYork, 1963, p.

405.

 дают мастерами «стилизованного импресионизма».  Верные своим

принципам, ддаршие импрессионисты» неприязненно относились к опытам Гогена

и Ван Гога, до. именно последние, включая, конечно. Сезанна,  открыли новые

пути в живописи, д.не Моне, Ренуар, Сислей или Писсарро.


На главную